Директор ИДиА поделилась опытом подготовки педагогов изобразительного искусства на всероссийском форуме
В Санкт-Петербурге состоялся первый Всероссийский форум учителей изобразительного искусства «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие». Участие в нем приняла директор Института детства и артпедагогики ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая.
Ключевыми стали вопросы создания эффективных условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост учителей изобразительного искусства. На площадке собрались более 400 учителей, преподавателей из разных регионов РФ для обсуждения важности предмета «Изобразительное искусство» в современной школе, обмена опытом преподавания современным детям, новыми педагогическими технологиями и новыми организационными формами образования в сфере искусства. Коллеги также обсудили повышение престижа профессии учителя изобразительного искусства и подготовку педагогических кадров в высшей школе в области художественного образования.
Работа открылась панельной дискуссией «Профессиональный взгляд: искусство как ресурс, процесс и результат», а продолжилась в рамках секционных заседаний. На площадке «Школа мастерства: искусство как ресурс, процесс и результат» рассматривалась «проблема в фокусе». В свободной дискуссии были обозначены и раскрыты различные аспекты освоения предметной области «Искусство» в части изобразительного искусства в начальной и основной школе, продемонстрирован инструментарий и средства педагога в преподавании предмета (иллюстрированная книга, анимационный дизайн, графический онлайн-редактор «Composer», бумажный коллаж, декоративное искусство, техника масляной живописи, акварельная живопись и др.). В диалоге об образовательных организациях г. Санкт-Петербург активно обсуждалась практика реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО в области изобразительного искусства, практико-ориентированность обучения, интеграция художественного и гуманитарного образования, основного и дополнительного образования.
На секции «Актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в контексте введения обновленных ФГОС НОО, ООО» выступила директор ИДиА ТГПУ Ирина Александровна Дроздецкая, представив опыт подготовки педагогов изобразительного искусства в Томском государственном педагогическом университете.
«В основу профессиональной педагогической подготовки в Институте заложена концепция эмоционально-личностного развития ребенка в контексте становления гуманистически-ориентированного и аксиологического мировоззрения, – сказала она. – В центре внимания – ребенок, формирование и раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов, а также эмоционально-чувственное восприятие красоты окружающего мира, эмоциональный отклик, потребность в созидательной творческой деятельности и удовлетворение от процесса созидания, радость творчества, собственное творческое открытие, доброта, эмпатия, способность сопереживать, саморегуляция, позитивный настрой, поиск индивидуальности, сохранение человеческого в человеке)».
Спикер отметила, чтобы в ребенке наблюдалась такая целостная картина, формировались и развивались его способности, личностные характеристики, качества, ценностные ориентиры, становление самого педагога должно происходить в данном контексте.
Акцентировав внимание участников форума на практиках ТГПУ, И.А. Дроздецкая рассказала о реализации в сотрудничестве с Губернаторским Светленским лицеем концепции эмоционального образования, а также о разработке нового портфеля ОП бакалавриата и магистратуры. Последнее – с учетом обеспечения единых подходов к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога, с ориентацией на актуальные задачи развития общего образования, на виды деятельности педагога, в том числе внеучебный и воспитательный, и усиление практико-ориентированной подготовки. О специфике практической работы со студентами профиля Изобразительное искусство и Дополнительное образование с первого курса, а именно их погружении в «практику пробного действия». Об обновлении МТБ ТГПУ, в частности открытии Педагогического Технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина. Об обучении на базе ТГПУ учителей по программе «Теория и методика преподавания изобразительного искусства 1-4 классов в концепции Эмоционального образования» и другом.
Во второй день для встречи с участниками прибыл министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов, особо отметив в стартовой речи, что такие предметы, как физкультура, музыка и ИЗО, хотя и не входят в итоговую аттестацию, являются не менее важными для развития ребенка. В диалоге с министром участники говорили о необходимости повышения общественного и профессионального статуса профессии учителя ИЗО, увеличении количества часов на предметную область «Искусство» в школе.
«Отдельно остановлюсь на образовательных программах, зная, что вас эта тема беспокоит, особенно количество часов урока «Изобразительное искусство» в образовательных программах школ. С 1 сентября 2023 года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования. В федеральных программах по всем учебным предметам, включая изобразительное искусство, будет определено предметное содержание по уровням образования и годам изучения. Важно обеспечить преемственность учебного предмета «Изобразительное искусство» с внеурочной деятельностью, дополнительным образованием», – сказал С.С. Кравцов.
В ходе круглого стола учителя из регионов смогли пообщаться с главой Минпросвещения России в неформальной обстановке. Среди основных тем – оснащение кабинетов изобразительного искусства, поддержка талантливых ребят и их участие в детских творческих конкурсах, проведение мастер-классов и повышение квалификации педагогов, разработка адаптированных образовательных программ для детей с нарушением слуха по предмету «Изобразительное искусство».
Тэги: Технопарк