В ТГПУ обсудили концепты и кейсы обновления практик педагогического образования в профильных вузах
В рамках форума «Преобразование образования» ТГУ в ИРПО ТГПУ прошел круглый стол «Обновление практик педагогического образования в профильных вузах: концепты и кейсы».
Со вступительным словом, а также с первым докладом «Векторы развития педагогического образования в профильных вузах и подходы к их реализации в ТГПУ» выступила директор Института развития педагогического образования Наталия Альбертовна Семенова.
В качестве основных спикер выделила новую образовательную экосистему, поддержку педагогической науки и молодых педагогов, а также цифровую трансформацию. Также были отмечены увеличение потребности в педагогических работниках как в городской, так и в сельской местности, создание единого образовательного пространства, для сохранения которого реализуются различные проекты и новые модели. В ТГПУ одними из ключевых являются поддержка педагогической науки и молодых педагогов и создание нового качества педагогического образования.
«В контексте современных тенденций важна мысль о том, что образование может реализовать потенциал развития российского общества только при условии собственной трансформации, когда педагогические вузы выступают драйверами развития, которые ориентируются на потребности социально-экономического развития страны и региона», – сказала Наталия Альбертовна.
Продолжил череду выступлений директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования Михаил Александрович Червонный, рассказав о факторах преобразования педагогического образования. Профессор сделал акцент на факторах изменения педагогического образования, к которым относятся конвергенция современных наук и технологий, цифровизация содержания наук и технологий и процесса обучения, изменения традиционных и появление новых образовательных пространств подготовки будущих учителей:
«При подготовке к будущей перестройке учебного процесса и при организации новых практик необходимо следовать междисциплинарному подходу – разработка современных курсов, современное методическое обеспечение; включать обучающихся в образовательные экосистемы – профессиональные сообщества, научно-исследовательские группы; формировать и обеспечивать цифровое содержание учебных и научных предметов».
Советник при ректорате, зав. НИ лабораторией метаметодики и кафедрой педагогики и методики начального образования Светлана Ивановна Поздеева раскрыла тему «Тематический и деятельностный подходы в преподавании методических дисциплин». Автор выделила два способа преподавания методических дисциплин: тематический, прослеживающийся в подготовке к изучению школьных тем по учебному предмету в каждом классе, и деятельностный, который заключается в подготовке к организации совместной деятельности педагога с детьми на учебном занятии.
При реализации тематического подхода важными становятся вертикальные связи, то есть приращение учебного содержания в рамках каждого раздела от класса к классу, и горизонтальные – связи между темами в одном классе. Его преимуществами являются быстрая ориентация студента в изучаемом материале, понимание связей между содержательными линиями курса и отсутствие тематических «дыр». К недостаткам же относят избыточность полученных знаний в сфере психолого-педагогических дисциплин, трудности при построении и проведении урока или внеурочного занятия из-за отсутствия навыка владения соответствующими методическими сценариями, а также восприятие урока как пространства обучения предмету, а не организации деятельности по освоению предмета.
В ходе деятельностного подхода обучающиеся учатся организовывать совместную деятельность по усвоению детьми предметных знаний и умений с использованием методических сценариев построения занятий. К преимуществам здесь относятся востребованность психолого-педагогических знаний, возможность проведения урока в конкретной образовательной технологии, обогащение обучающихся методическим инструментарием.
«Деятельностный подход не отвергает тематический: последний становится средством конструирования учебного занятия в контексте предметного содержания», – подытожила С.И. Поздеева.
Руководитель Парка инновационных образовательных практик Лариса Валерьевна Куровская представила коллегам доклад «Развитие педагогического образования ТГПУ: опыт привлечения педагогов-исследователей». Образовательную составляющую научно-экспериментальной деятельности, реализующейся в Парке инновационных образовательных практик, обеспечивает кафедра педагогики и управления образованием, а Научная лаборатория качества научно-педагогических исследования проводит организационную, научную и образовательную работу с аспирантами.
«Такая структура позволяет включать в содержание постоянно обновляющиеся педагогические знания, приобщать студентов к пробам в эффективных образовательных практиках. Факультеты и институты ТГПУ активно проводят научные мероприятия с участием студентов в коллаборации с другими образовательными предприятиями», – сказала спикер.
На примерах педагогов ТГПУ Аллы Владимировны Егоровой, Наталии Анатольевны Мёдовой, Александра Геннадьевича Сайбединова, Сергея Николаевича Колпакова и других спикер представила опыт вуза по привлечению педагогов-исследователей к развитию педагогической науки и образования. Проводя семинары, лекции, оказывая помощь в написании ВКР (в качестве научных руководителей и консультантов), участвуя в конференциях, реализуя собственные проекты и многое другое, сотрудники выступают не только педагогами, но и исследователями.
После зав. кафедрой педагогики и управления образованием ТГПУ Надежда Александровна Ефремова-Шершукова рассказала о «Кафедре педагогики в условиях новых вызовов: решения и новые форматы».
«Современный мир – это мир постоянных изменений. Именно они и заставляют задуматься над новыми форматами, новыми кейсами и концепциями. На кафедру педагогики, занимающуюся наукой, возложены потрясающие по сложности задачи: сформировать содержание педагогического образования (перевод педагогики из науки в учебную дисциплину), отобрать методы и средства, которые позволят эффективно донести до будущих педагогов все аспекты, а также связать воедино все это с практической деятельностью».
По словам выступающей, современная кафедра должна изменить качество педагогического образования, которое зависит от личностей (обучающихся и обучающих) и от содержания. Это можно сделать при помощи участия в конференциях, стажировках, практиках и т.д.
Не менее важным процессом, которым занимается кафедра, является структурирование курса педагогики: преодоление раздробленности, фрагментарности курсов, выстраивание структурированности и логичности. Также одна из главных задач – работа по созданию механизма практико-ориентированности образования: привлечение работодателей, учителей для преподавания дисциплин. Кафедра развивается и открывает новые направления подготовки. Так, уже работают две программы магистратуры, одна из которых «Педагогика сельской школы», не имеющая аналогов в России.
По мнению специалиста, для того, чтобы кафедра оставалась востребованной в этих условиях, необходимо постоянное совершенствование, усиленная работа с общественными организациями, ассоциациями для обмена опытом, смелость перед инновациями и критикой.
Эксперт Научно-образовательного междисциплинарного центра педагогических технологий развития человеческого капитала Людмила Михайловна Долгова говорила об «Обновлении педагогической практики для профессионального самоопределения студентов».
«За счет наших нововведений студенты ТГПУ смогли погрузиться в реальность разнообразной практики, деятельности педагога. Они увидели частные практики, инициативы разных людей, интересные муниципальные варианты дошкольного образования, неформального образования и многое другое», – рассказала спикер.
При разработке и реализации современных практик важно насыщать их пробами, наблюдениями и рефлексиями. А также в течение всего периода сопровождать студента, вести с ним беседы о его достижениях, разбирать проблемные ситуации, давать советы.
Завершающим стало исследование ректора ТОИПКРО, советника при ректорате ТГПУ Оксаны Михайловны Замятиной «Подходы к оценке качества общего и профессионального образования». Для проведения исследования использовались данные разных детей, участвовавших в мониторинге, которые были накоплены в Томской области с 2015 года.
«Используя эти данные, мы приступили к разработке технологии, которая позволила бы выявлять профессиональный дефицит педагогов без прямого их участия. Мы проанализировали, какие инструменты машинного обучения дают наиболее эффективные результаты, какие лучшим образом подходят для такого исследования, для создания адресных программ повышения квалификации», – сказала спикер.
Проведение исследования включало в себя четыре этапа: оптимизация алгоритма с учетом обновления методов обработки больших данных; верификация; апробация результатов работы алгоритма; технология оценки и развития профессионализма. Разработанные технологию и алгоритм можно применять на больших данных (Big Data) любого субъекта РФ, а результаты работы могут быть использованы при формировании содержания индивидуальных образовательных программ ДПО для педагогов и образовательных учреждений, входящих в один кластер, что обусловит повышение качества образования.
В рамках предложенной технологии было определено, каким образом формируются те массивы данных, которые необходимы для исследования, как с использованием машинного обучения идет формирование кластеров школ и каким образом рализуется сортировка образовательных учреждений по данным.