Дорогу педагогу: студенты ТГПУ представили вуз на Всероссийском слете «Навстречу Году педагога и наставника»
На базе Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы (г. Уфа) для студентов вузов, педагогов и молодых учителей из разных регионов страны прошел Всероссийский студенческий слет «Навстречу Году педагога и наставника». Студенты ТГПУ Марина Быкова (ИИЯМС), Дарья Байгулова (ИРПО), Анна Сандрикина (ТЭФ) и Софья Скорнякова (ФПСО) представили вуз и приняли участие в дискуссионных площадках, проектных сессиях, мастер-классах и других мероприятиях.
Главной целью проведения слета стало признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, а также создание единого образовательного пространства и условий для профессионального роста студентов педагогических вузов страны.
Программа включила четыре направления: «Бережливый менеджмент в образовании», «Медиация в образовании», «Профессиональный рост и личностное развитие педагога» и «Проектная и грантовая деятельность в образовании».
Событие стартовало с приветственных слов первого заместителя Министра просвещения Российской Федерации Александра Бугаева:
«Слет объединил в Акмуллинском университете множество талантливых и целеустремленных студентов педагогических вузов России и молодых учителей. Это замечательная площадка для обмена мнениями, где каждый участник может научиться новому, подвести личные итоги проделанной работы и, конечно, построить планы на будущее, – сказал он. – Уверен, что проведение слета будет способствовать популяризации профессии учителя, развитию педагогического образования и творчества в нашей стране».
В первый день организаторы встретили команды установочным совещанием и церемонией открытия, где рассказали о проекте и плане его работы, а во второй гости вуза приступили к образовательным мероприятиям: студенты и педагоги разделились на группы и присоединились к тематическим площадкам (по направлениям).
В треке «Бережливый менеджмент в образовании» участники обсудили вопросы качества современного образования в России и узнали, как рационально распределять свое свободное время. Были затронуты темы формирования экологичной личности в образовании, проведения фабрики процессов как инструмента обучения, организации рабочего места и навигации в образовательной организации.
«Эта площадка оказалась самой полезной для меня: там я узнала много нового, в частности о методе 5S, – рассказывает Софья Скорнякова. – Это способ организации рабочего пространства, который включает сортировку, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизацию и совершенствование. Каждый из этих пунктов важен для рационализации пространства и времени».
В блоке «Медиация в образовании» студентам удалось примерить роли подчиненных и управляющих, что позволило с новой стороны посмотреть на структуру возможных конфликтов и найти альтернативные, эффективные пути их решения.
Площадка «Профессиональный рост и личностное развитие» была насыщена встречами с победителями конкурсов педагогического мастерства. На них были подняты актуальные вопросы личностного и профессионального развития, самообразования педагога, как главного из условий его карьерного роста. А в ходе рассуждения над «Проектной и грантовой деятельностью в образовании» молодые и будущие педагоги узнали о возможностях привлечения дополнительных средств и партнеров для реализации своих идей.
На лекции «Правила выживания в школе» были открыты секреты распределения свободного времени, чтобы «не утонуть в бумажной массе»: при подготовке к урокам не стоит делать упор на объем материала, он должен быть изложен кратко и понятным для воспитанников языком. Необходимо уделять проверке домашних заданий, контрольных работ времени не больше имеющегося, заранее спланировав дела на конкретный час после. Кроме того, важно влиться в школьный коллектив, найти хороших людей, на которых можно положиться и которые расскажут об особенностях педагогической деятельности именно в этом образовательном учреждении.
В закрывающий день студенты узнали о трансформации науки и высшего образования Башкортостана и роли Евразийского научного образовательного центра в этом процессе от советника главы Республики Башкортостан по вопросам науки Руслана Казыханова. А младший научный сотрудник Акмуллинского университета Мария Григорьева и руководитель Центра разработки цифровых образовательных ресурсов вуза Людмила Михайлова презентовали проект по выявлению профессиональных дефицитов молодых педагогов и формах их ликвидации. Инициатива направлена на диагностику профессиональных дефицитов педагогов г. Уфа для определения точек роста и разработки на их основе индивидуальных образовательных маршрутов.
Благодаря таким встречам будущие и начинающие учителя получают возможность не только перенять знания и опыт экспертов своей сферы деятельности, но и поделиться уже имеющимися личными практиками с коллегами из других педвузов. Поэтому не менее важным мероприятием, проходившим в рамках слета, стала панельная дискуссия «Образование между мирами: казаться или быть» с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года».
«Обсуждались актуальные проблемы системы образования в нашей стране: ограниченные списки доступных методических материалов для преподавания в школах, актуальность ВПР и ЕГЭ, проблематика «соревнования» систем образования разных стран, неприятие новых ФГОС некоторыми из учителей, а также проблемы, связанные с внедрением новых технологий в жизнь педагога», – говорит Анна Сандрикина.
Не остались участники и без культурной составляющей: на обзорной экскурсии они посетили исторический центр города и музеи. Подводя итоги на церемонии закрытия, представители образовательного сообщества страны единогласно отметили главную ценность масштабных событий: именно они открывают возможность для укрепления межрегиональных связей между молодыми и опытными педагогами и наставниками.
Справочно
Всероссийский студенческий слет «Навстречу Году педагога и наставника» был реализован в рамках федерального проекта «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России») национального проекта «Образование» при финансовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи.