Студенты ИДиА – на пороге классного руководства
Студентки факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики ТГПУ Анна Кинева (3 курс), Галина Перемитина (3 курс) и Анастасия Кравченко (4 курс) приняли участие во Всероссийском форуме «Первый классный», который прошел в Санкт-Петербурге. Насыщенная программа содержала панельные дискуссии, мастер-классы, дизайн-сессии, презентации практик и многое другое.
На три дня площадки Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, а также начальных школ и учреждений дополнительного образования Северной столицы России открыли свои двери для более 250 классных руководителей и учителей начальных классов, студентов вузов и колледжей, обучающихся по направлению «Начальное образование».
«Я желаю всем участникам форума «Первый классный» плодотворной совместной работы и успехов в поиске новых смыслов, в формировании образа современного классного руководителя начальных классов», – обратился с приветственным словом ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Валентинович Тарасов.
Уникальный по своему содержанию форум проводился впервые, он стал открытием не только для будущих учителей из педвузов, но и для всей России.
«Над решением участвовать в форуме я не раздумывала, так как перед тем, как начать свою полноценную профессиональную деятельность учителя и классного руководителя начальных классов, хочу получить достаточно опыта, услышать полезные советы и узнать различные лайфхаки, а также познакомиться с коллегами-учителями со всей России, – делится Галина. – Данный форум – прекрасная возможность получить все это за три дня интенсивного образования и культурного общения».
В ходе обучения студенты посетили экспертные встречи, на которых с представителями профессионального сообщества поговорили о роли классного руководителя в формировании личности ребенка, о необходимости учителю своим примером прививать детям любовь к учебе и познавательной деятельности.
Панельная дискуссия прошла в формате ток-шоу с директорами структур РГПУ им. Герцена и организаций, занимающихся вопросами образования в РФ. Участники посетили интерактивную сессию с ведущими и модераторами форума, мастер-классы по повышению soft и hard skills, по безопасности и позиционированию себя как педагога в соцсетях, а также лекции «Разговоры о важном», «С кем дружить, чтобы воспитывать правильно», «Классные часы», «Тайм-менеджмент».
«Посетив мастер-класс по тайм-менеджменту, я узнала о таком способе контроля за важными сферами жизнедеятельности человека, как «Слон», – рассказывает Анастасия. – У этого «слона» есть четыре мощных конечности, которые помогают ему устойчиво стоять. В нашем случае эти конечности отражают важные сферы жизнедеятельности человека: семья, личное, работа, внутреннее состояние. Приходя домой после трудового дня, необходимо «посмотреть» на своего «слона» и определить, устойчива ли его позиция, стоит ли он на всех ногах. Если нет, то провести анализ описанных сфер и выявить, где образовалась нехватка ресурса».
Кроме того, студентка отмечает, что любому педагогу важно следить за своим имиджем, особенно в социальных сетях. Общий имидж составляют гибридный (стиль одежды), кинетический (мимика, интонация, подача материала); речевой (грамотно поставленная речь, хорошая дикция, уверенность, отсутствие слов паразитов и высоких нот в голосе) имиджи. Единственным способом не испортить репутацию при ведении социальных сетей является постоянное размышление над каждой публикацией, проверка ее уместности, информативности и пользы для подписчиков. При ведении своего аккаунта в соответствии со всеми требованиями педагог обеспечит себя безопасным пространством, в котором сможет делиться с другими не только своими знаниями, но и эмоциями, мнениями на отвлеченные темы.
На форуме также было организовано обучение методическим особенностям деятельности классного руководителя начальных классов. К таковым относятся навыки работы на опережение, когда учитель может разрешить конфликт между детьми до его наступления; способность чувствовать проблемы воспитанников; умение сопереживать, но в той степени, которая не помешает осуществлению основных функций преподавателя и не причинит дискомфорта.
Одна из задач учителя заключается в том, чтобы развить в учениках умение самостоятельно ставить цели и доводить дело до конца лишь с небольшой помощью. Важно помнить, что ребенок имеет право выбирать путь познания, который, возможно, приведет его к призванию. Он может проявлять больший интерес к ряду предметов, поэтому не стоит настаивать на отличных оценках по каждому.
«Я планирую в ближайшем будущем устроиться на работу в начальную школу, поэтому форум был для меня очень полезен в плане получения новых педагогических навыков и интересных знакомств. Так, мне удалось познакомиться с двумя молодыми учителями, услышать о школьной жизни из первых уст, зафиксировать новую информацию», – говорит Анна.
Эксперты форума поделились советами по модерации и созданию продуктивных сообществ для родителей и коллег; осветили основные аспекты школьной программы, внеурочной деятельности, взаимодействия педагогов с родителями; показали, как использовать мультфильмы, песни, подкасты и печатные издания для развития новых талантов и когнитивных способностей детей. В последнем акцент был сделан на позитивном посыле просматриваемого продукта, нравственном учении в содержании, направленности на развитие нескольких сторон личности ребенка.
«Конечно, мне предстоит долгий путь полного овладения всеми полученными в ходе форума навыками, но я обязательно буду применять теорию и приемы в своей профессиональной педагогической деятельности. А некоторые знания помогут и в повседневной жизни, например умение определять и создавать соответствующий образ в социальных сетях», – отмечает Анастасия.
За три дня форума участники из Томского Педагогического получили необходимые базовые и углубленные знания по классному руководству и работе учителя начальных классов в целом. Пополнять портфель компетенций студенты продолжат на лекционных и практических занятиях в ТГПУ.
Справочно
Событие проводилось при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи с целью создания пространства для обсуждения актуальных проблем формирования личности современного младшего школьника, обмена опытом и передовыми практиками осуществления классного руководства в начальной школе.