В Томске прошла открытая лекция профессора ТГПУ о творчестве Е.Л. Шварца «Я не волшебник. Я только учусь...»
Профессор кафедры русской литературы ИФФ ТГПУ Валентина Егоровна Головчинер провела публичную лекцию о творчестве великого драматурга Евгения Львовича Шварца «Я не волшебник. Я только учусь...» в Томской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина.
Встреча по творчеству Шварца стала третьей лекцией Валентины Егоровны в «Пушкинке» для томичей, которая проводится в рамках Года науки и технологий в стране: первые две были посвящены В. Маяковскому и Н. Эрдману.
«Это мои любимые темы, по ним я многое знаю, – говорит Валентина Егоровна. – Поэтому я решила поделиться с людьми тем, что мне по душе. Не по службе, а по душе. В этом году у Шварца юбилей –125 лет со дня рождения, так что я решила посвятить ему отдельную лекцию».
Детство писателя прошло в городке Майкоп, где и началось его знакомство с литературой еще в кругу семьи: взрослые выписывали журналы из столицы, читали по очереди и передавали из семьи в семью. Так Шварц, будучи ребенком, познакомился с «Сатириконом».
Валентина Егоровна рассказала гостям о старте творческого пути Шварца, который начался с создания пьесы «Ундервуд». Евгений Львович писал и для детей, и для взрослых и пользовался одинаковым успехом и у одних, и у других. Его творческая жизнь пришлась не на самые легкие времена: 30-е, 40-е, 50-е годы, когда цензура руководствовалась совсем не талантом художника.
Используя всем известные сюжеты, Шварц сохранял их узнаваемость и при этом делал их уникальными и современными. Например, «Снежная королева», «Красная шапочка», киносценарий «Золушка», «Голый король».
На встрече профессор также показала слушателям, как при минимуме затрат Шварц закладывал в свои слова максимальный смысл:
«Тексты Шварца стихийно комические, они радуют количеством красок. Эти тексты могут быть более суровыми, как в «Драконе», или более лирическими, как «Обыкновенное чудо». И читать их – огромное наслаждение».
В кратких репликах диалога драматург передает энергетические моменты пьесы. Чтобы показать, что герои знают друг друга давно и понимают с полуслова, Шварц использует интересный прием: слова не договариваются до конца, обрываются на половине слога.
Драматург писал «раешником» – редкой формой русского народного стиха со смежной рифмой. Он родился в творчестве Шварца интуитивно, спонтанно. Так появилась серия фельетонов писателя «Полеты по Донбассу», более ста из которых не так давно опубликовали в Санкт-Петербурге.
Одним из ярких наставников и учителей Шварца был Маршак, который сразу почувствовал дар художника. Несмотря на плодотворность писателя в области детской литературы, сам Шварц не воспринимал эти произведения главными в своем творчестве. Особое место в ряду литературных произведений художника занимают его пьесы: «Ундервуд», «Голый король», «Дракон». Последнюю автор написал в годы Великой Отечественной войны, пережив первые, самые страшные дни блокады в Ленинграде.
В конце лекции Валентина Егоровна показала присутствующим избранные цитаты из произведений Евгения Львовича Шварца и ответила на вопросы слушателей о творчестве писателя.
Лекция о Шварце стала заключительной в цикле встреч профессора ТГПУ с томичами. Впереди у Валентины Егоровны выступления о драматурге на всероссийских конференциях: в Майкопе, в президентской библиотеке и других.