Пленарное заседание
21 августа состоялось пленарное заседание августовской конференции работников образования «Управление образовательными системами как условие повышения качества образования в ТО».
В мероприятии приняли участие Губернатор Томской области Жвачкин С.А., заместитель Министра образования и науки Толстикова Е.А., председатель Законодательной Думы ТО Козловская О.В., Заместитель Губернатора Томской области по социальной политике Акатаев Ч.М. и начальник Департамента общего образования Томской области А.А. Щипков.
Ректор Томского государственного педагогического университета В.В. Обухов выступил с докладом «Развитие стратегического партнерства систем общего и педагогического образования Томской области»:
Уважаемые коллеги!
Для успешной деятельности систем общего и педагогического образования жизненно важна их интеграция, понимаемая как выработка и проведение согласованной образовательной политики в учреждениях общего образования и в педагогических вузах.
Необходимо активно использовать потенциал педагогических вузов. Особенно таких, как ТГПУ.
Подчеркну, польза здесь взаимная. Для вуза – это совершенствование и развитие учебного процесса, направленное на более полное удовлетворение потребностей работодателя. Для общего образования – это решение кадровых проблем, повышение уровня квалификации, как молодых, так и состоявшихся специалистов в соответствии с постоянно меняющимися запросами общества.
Как следствие - улучшение качества образования.
Интеграцию можно осуществить через стратегическое партнёрство систем общего и педагогического образования.
Остановлюсь на самых актуальных на сегодня направлениях партнёрства.
Примером такого партнёрства служит совместный план мероприятий, направленных на совершенствование кадрового потенциала системы образования Томской области, принятый Департаментом общего образования и ТГПУ.
Подготовлен прогноз потребностей в педагогических кадрах на период до 2021 года с учетом демографических изменений и с указанием профилей востребованных педагогов; определены направления деятельности по повышению уровня образования и квалификации работающих педагогов.
Не вдаваясь в подробности – они представлены на слайдах – отмечу, что дефицит педагогических кадров нарастает и если не предпринять действенных мер, то уже через несколько лет он обернётся полномасштабным кадровым кризисом, особенно в сельских школах. Предотвратить кризис возможно только за счет стратегического партнёрства, за счет активных совместных усилий систем общего и педагогического образования Томской области.
Нужно срочно решить проблему увеличения контрольных цифр приёма по педагогическим направлениям подготовки для ТГПУ. Это совершенно необходимое условие, но, к сожалению, недостаточное.
Во-первых, увеличение набора даст эффект лишь через 5 лет.
Во-вторых, мало решить проблему увеличения набора. Нужно решить ещё более важную и сложную проблему закрепления кадров на селе. Мощным насосом, откачивающим молодежь из села являются Вузы.
В отношении будущих сельских учителей мощность этого насоса можно существенно уменьшить, если осуществить следующие действия в отношении студентов – целевиков, направленных на обучение в ТГПУ от сельских школ:
- Используя дистанционные технологии и индивидуальные графики учебного процесса, обеспечить основную их подготовку на месте будущей работы;
- Предусмотреть возможность трудоустройства на должностях, де-факто - «помощника учителя»;
- Закрепить за ними наставников из числа наиболее опытных педагогов школы;
- Предусмотреть прохождение расширенной учебной и производственной практик по месту работы.
В итоге, по окончании вуза выпускники останутся работать в школе, направившей их на целевое обучение в вуз.
Несколько слов о новом наборе в ТГПУ и, прежде всего, о бакалавриате.
В 2015 году на программы подготовки бакалаврата очной формы обучения поступило 417 человек, из них по педагогическим направлениям – 372. Средний конкурс - 4 человека на место. Средний балл ЕГЭ – 66.
География поступивших. Обращаю внимание, что более 40% первокурсников не проживает в Томской области.
Результаты целевого набора в этом году несопоставимо лучше, чем 2-3 года назад. Однако, как следует из графика, востребованы не все вакансии. Кроме того, часть абитуриентов, несмотря на все договоры, воспринимает целевой набор только как возможность облегченного поступления в вуз.
Для того чтобы целевой набор заработал в полную силу необходимо дополнить его эффективной совместной работой по профориентации. Одним из направлений является восстановление института педагогических классов.
Естественно, в новых условиях – на новых принципах. Необходимо:
Совместными усилиями Педуниверситета и заинтересованными в педагогических кадрах школ осуществить поиск и отбор будущих талантливых педагогов.
Этих школьников следует объединить по территориальным, возрастным и иным признакам в виртуальные педклассы с использованием современных дистанционных технологий.
Для них будут предусмотрены отдельные программы в зависимости от возраста и наклонностей учеников.
На осенних и весенних каникулах предусмотрены выездные сессии, на которые приглашаются учеников педклассов. Иногородние будут бесплатно размещены в профилактории Педуниверситета.
Интерес к обучению в педклассах можно усилить возможностью включения в целевой набор ТГПУ и подготовкой к госэкзаменам через проекты «Школьная академия» и ЕГЭ-70.
Проект «Школьная Академия» создан в декабре 2013 года и в настоящее время является всероссийской образовательной дистанционной площадкой. Школьники и учителя участвуют в различных мероприятиях (на сегодняшний день их реализуется более 70 в год), создают свое электронное портфолио, готовятся к экзаменам или к контрольным работам, знакомятся с информацией по актуальным образовательным проблемам.
Проект ЕГЭ-70 стартовал в 2014 году и представляет собой образовательный интернет-ресурс, посетители которого имеют возможность принять участие в интерактивных онлайн-занятиях. Бесплатные занятия проводят студенты ТГПУ. Разбираются типовые задачи ЕГЭ по математике, физике, русскому языку, английскому языку, биологии и обществознанию.
Замечу, сайты популярны по всей России. Из 53 тысяч участников этих проектов томичей - чуть больше 10%.
Ещё одной возможностью закрепления выпускников мог бы стать институт ЗЕМЛЯЧЕСТВА, который позволил бы укрепить связи наших студентов с их малой родиной. Сформированы списки всех наших студентов по районам основного места жительства. Предлагаем районным администрациям и школам проведение совместных мероприятий по реализации этого проекта.
Наиболее реальная возможность обновления педагогических кадров в сельских школах области – это работа районов и школ в рамках землячества и со своими земляками – нашими студентами, и со школьниками в рамках педклассов. Альтернатива – миллионные подъёмные для молодых специалистов, что, по-видимому, в настоящее время неподъёмно для бюджета Томской области.
Теперь о стратегическом партнёрстве в сфере повышения качества образования. Системно решить эту проблему возможно только работая с учителями. Как следует из слайда – каждый третий педагог Томской области нуждается в повышении уровня образования. ТГПУ в состоянии это осуществить:
Во-первых, используя магистратуру и переподготовку по педагогическим направлениям для учителей без высшего педагогического образования,
во-вторых, используя педагогический бакалавриат для лиц без высшего образования.
В настоящее время нами выполняется по заданию областной и городской администрации масштабный проект по переподготовке педагогов дошкольных учреждений города Томска.
Ещё одним направлением стратегического партнёрства является разработка модели системы элитного дополнительного предметного образования школьников на примере действующего с 2011 года Центра дополнительного физико-математического образования ТГПУ.
Видимые результаты работы – это победы томичей - воспитанников Центра - на олимпиадах по физике и математике высокого уровня, чего раньше не было. Особо значимая – серебряная медаль Никиты Гладкова на 56-ой Международной математической олимпиаде.
Но особое значение имеет деятельность, которая не бросается в глаза.
Это, во-первых, – подготовка преподавателей, которые смогли бы обеспечив программы дополнительного образования, организовать систему выявления и поддержки юных талантов,
во-вторых, подготовка тренеров олимпиадных команд вплоть до высшего уровня.
Эта деятельность, будучи развернута в масштабах системы элитного дополнительного образования области, с привлечением потенциала всех томских университетов, самым благотворным образом скажется на качестве школьного образования.
Пользуясь случаем, поздравляю всех присутствующих с наступающим новым учебным годом!