Развитие инженерного образования в регионе и стране: взаимодействие и перспективы
3 апреля 2005 года в Томском политехническом университете состоялся семинар в формате круглого стола «Просветительская активность студентов и ВУЗов в общеобразовательных организациях регионов в области физики». Круглый стол объединил представителей университетов Томска (ТПУ, ТГУ, ТГПУ), директоров школ, студентов и магистрантов. На мероприятии присутствовали гости - Каманин Дмитрий Владимирович (директор) и Широков Пётр Дмитриевич (ведущий методист) Объединённого института ядерных исследований, Дубна. Томский государственный педагогический университет представляли Червонный Михаил Александрович, директор Центра дополнительного физико-математического образования ТГПУ, Аржаник Алексей Ремович, зав.кафедрой физики и методики обучения физики ТГПУ, Семёнова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования ТГПУ и 10 студентов второго курса физико-математического факультета, на встрече были и выпускники ТГПУ, в том числе пилотного проекта переподготовки выпускников непедагогических вузов.
Открыла семинар Киселёва Наталия Александровна, заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политики цифровому развитию, которая подчеркнула значимость вопросов развития школьного инженерно-технологического образования в контексте стремления страны к технологическому лидерству. Далее на круглом столе обсуждались вопросы вовлечения педагогов в образовательные организации, возможности и трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги, потенциал взаимодействия университетов и школ для развития инженерного образования. Аржаник Алексей Ремович отметил, что педагогический ВУЗ выполняет важнейшую для государства миссию: подготовка педагогов по физике. Важно чтобы эта миссия была максимально поддержана, и создавались благоприятные условия для того, чтобы выпускники школ стремились в педагогический ВУЗ. Большую роль здесь может играть целевая подготовка будущих педагогов.
4 апреля представители ТПУ и Объединённого института ядерных исследований (Дубна) посетили площадки Томского государственного педагогического университета – Технопарк и физико-математический факультет. М.А. Червонный и А.Р. Аржаник представили коллегам оборудование и наборы, рекомендуемые для инженерных классов и для других вузов. Так, цифровое оборудование и датчики для смартфонов задают новые возможности для инженерного образования, рентген-аппарат ТГПУ не только может помочь раскрыть некоторые темы физики школьникам, но хорошо сопрягается с исследованиями ТПУ по направлениям медицинской физики, а Дубна проводит аналогичные исследования на своем реакторе. Кроме того, обсуждались учебники по физике: коллеги из Дубны патронируют учебник, разработанный для подготовки школьников-будущих инженеров по физике, а ТГПУ имеет опыт экспертирования этого учебника. Третья значимая тема встречи – сотрудничество ТГПУ с проектом СКИФ, где оборудование и установки подготовлены томскими учеными. Взаимодействие ТГПУ и центра СКИФ создает синхронную работу ученых и педагогов, что позволяет совместно разрабатывать современные подходы к физике, химии и биологии.
В ходе встречи участники пришли к идее создания общего проекта по внедрению новых идей в школу, что станет предметом обсуждения 14 апреля 2025 в Дубне в рамках Международной стажировки “Опыт ОИЯИ для стран-участниц и государств-партнеров”. ТГПУ подтверждает свою роль в развитии инженерного образования и укрепляет сотрудничество с ведущими научно-образовательными центрами.