Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе -что необходимо учитывать в развитии ребенка

Рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе -что необходимо учитывать в развитии ребенка.

Каждый родитель должен знать, что важно сформировать у ребенка  5-6 лет для успешного  обучения  в школе и во время подготовки к школе

Интеллектуальное развитие

К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:

  • использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;
  • решать головоломки, ребусы;
  • понимать причинно-следственные связи событий;
  • делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;
  • уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;
  • запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;
  • вести длинный монолог;
  • совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.

Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.

 Психологическое развитие

В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами.

 У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.

Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его. 

Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.

Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.

В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.

Особенности сенсорики

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.

Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:

  • различать не только цвета, но и множество оттенков;
  • разбивать сложную форму на отдельные части;
  • знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;
  • описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);
  • понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);
  • описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).

Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.

Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки.

ДОШКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ

  • хорошо считать от 0 до 10 и обратно;
  • знать цифры до 20;
  • уметь складывать и вычитать числа в пределах 10 (но это необязательно);
  • знать понятия «больше», «меньше», «равно» и уметь ими оперировать;
  • знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
  • знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
  • с помощью картинок или предметов решать простые математические задачи. 

!!!!! Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.

Физическое развитие

Ребёнок в 6 лет отлично владеет своим телом.

У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. \

В шесть лет малыши должны уметь:

  • быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);
  • уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;
  • оббегать препятствия, не задевая их;
  • лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;
  • ползать на коленях, на животе, задом наперёд;
  • делать приседания с прямой спиной;
  • бросать предметы одной рукой;
  • быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.

    В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.  

 

Мелкая моторика

Шесть лет – это возраст активного развития мелких мышц руки, необходимых для учебы в школе.

Поэтому ребенок шести лет должен уметь следующее:

  • правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер;
  • ровными линиями соединять точки;
  • рисовать в тетради по клеточкам;
  • рисовать прямые и изогнутые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
  • аккуратно вырезать фигуры из бумаги;
  • лепить из глины и пластилина мелкие детали и соединять их в единую композицию;
  • штриховать, рисовать линии разной толщины;
  • рисовать фигуры, не поворачивая лист бумаги в разные стороны;
  • вдевать нитку в иголку.

В старшем дошкольном возрасте развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. В школе ребенку придется много писать, поэтому важно подготовить мышцы руки к будущей нагрузке.

Память и внимание у старших дошкольников гораздо более развиты, чем у малышей.

  • В шесть лет дети способны концентрироваться на выполняемом деле до получаса. Непроизвольная память пока что преобладает, но и произвольная развивается все лучше.
  • В 6 лет дети с лёгкостью запоминают длинные стихи и песни, пересказывают объёмные сказки и рассказы. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается. В этом возрасте детям ещё сложно запоминать вещи, которые не вызывают у них интереса.

В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами.

 У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.

Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его. 

Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.

Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.

В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.

         Особенностью шестилеток является преобладание образного мышления. Они могут придумывать что-то новое, рисовать рисунки с необычными сюжетами, делать оригинальные поделки, строить сложные композиции из конструктора.

В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь:

  • делать выводы и умозаключения;
  • сравнивать предметы по различным параметрам, группировать их, исключать из группы лишнее;
  • находить сходства и различия, ориентируясь на основные признаки предметов;
  • подбирать обобщающее слово для названия группы предметов или явлений;
  • составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • придумывать альтернативную концовку для рассказа, фильма;
  • использовать теоретические знания на практике.
  • При подготовке к школе нужно обязательно развивать память, внимание и мышление.

Речевое развитие:

 Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов. Должен уметь:

  • грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;
  • выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;
  • делать простой звуковой анализ слов;
  • подбирать синонимы и антонимы к слову;
  • передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;
  • давать развернутые ответы на вопросы;
  • обобщать предметы в группы;
  • рассказывать скороговорки;
  • понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.  

Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.

Когда идти к логопеду:

  • если не строит предложения;
  • если говорит на своём языке;
  • если «каша» во рту;
  • если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Памятка для родителей, что должен знать ребёнок перед школой?

  • свои ФИО, а также ФИО родителей;
  • домашний адрес, город и страну;
  • названия времён года, времён суток и их основные признаки;
  • названия всех месяцев и дней недели по порядку;
  • названия животных, окружающих предметов, видов транспорта, растений и т. д.

Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.

цпс

ПРАВИЛА, которые помогают справляться с тудностями:

  1. Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребёнок может справиться сам, пусть он справляется сам.
  2. Помогать и контролировать можно по-разному.
  3. Важно, от кого исходит инициатива.
  4. Если ребёнок просит помочь ему, то надо обязательно помочь .
  5. Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон родителя должен быть доброжелательным.
  6. Существенным является отношение к ошибкам.

        Помните, нынешние мальчики и девочки- будущие отцы, мужья, матери и жены - должны уметь брать ответственность на себя за свои поступки, самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность.

Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER