РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА О ВОЗМОЖНОСТИ РАННЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ У РЕБЕНКА СЕРЬЕЗНОГО
Сразу определить серьезность нарушения речевого развития ребенка только на основании заполнения опросника по начальному детскому лексикону НЕЛЬЗЯ!
Известно, что индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Есть дети, которые начинают говорить свои первые слова, как и все, к 1 году, а затем надолго остаются в своем речевом развитии на уровне оперирования несколькими словами в сочетании с эмоционально окрашенными возгласами и жестами.
Родителям нужно знать, что одним из важнейших показателей динамики речевого развития ребенка в возрасте до 2 лет является не столько объем его активного словарного запаса, а то, насколько хорошо он вас понимает и способен реагировать на ваше словесное обращение.
Условно нижней границей возрастной нормы для ребенка 2 лет является объем активного словаря порядка 50 слов при хорошем понимании обращенной речи.
При всей субъективности оценки речевого развития ребенка с помощью опросника родители могут достаточно точно проследить за позитивными изменениями в словарном развитии своего малыша. Значительный опыт консультирования семей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии, показал, что заполнение опросника по начальному детскому лексикону часто является первым шагом перед обращением родителей за помощью к специалистам.
Даже если при ознакомлении с нашим опросником вам кажется, что планка развития речи, предложенная нами, слишком высока для вашего ребенка, не отказывайтесь от заполнения опросника.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В НОРМЕ И ПРИ ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ
Периодизация речевого развития |
С. Н. Цейтлин |
А. Н. Гвоздев |
Р. Е. Левина |
Нормальное речевое развитие |
Нарушение речевого раазвития |
||
1. Доречевой этап: от рождения до 1 года |
Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком) |
Регулярные наблюдения начались после 1 года |
Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный, несистематизированный характер |
II. Этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет |
Этап однословных высказываний (до первых двухкомпонентных высказываний). |
«Однословное предложение». (1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес.) «Предложение из двух слов-корней». (1 г. 8 мес.) |
Первый уровень речевого развития (аномального): |
III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка |
Этап элементарных сложных предложений. Период раннего речевого развития закончен (3 г.) |
Усвоение грамматической структуры предложения. |
Третий уровень речевого развития: «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя» |
Дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, по темпу усвоения навыков речевого общения, по динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные гендерные (половые) различия при усвоении родного языка как в норме, так и при девиантном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка.
Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеет клинического значения. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития языка и речи: их речевое развитие представляет самостоятельную проблему на протяжении всего дошкольного возраста, хотя большая часть из них и достигает нормального или близкого к нему уровня развития речи к началу обучения в школе.
Для некоторых детей даже в условиях раннего оказания логопедической помощи проблемы речевого развития остаются актуальными и в школьные годы. Такие дети продолжают обучение в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, демонстрируя стойкие трудности в овладении навыками чтения и письма, развитии монологической речи, а также ряд сопутствующих проблем: эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушение внимания, снижение объема памяти, моторную неловкость, нарушение межличностного общения и межперсональных связей в коллективе.
Чтобы отграничить в раннем возрасте темповую задержку речевого развития от стойкого и сложного речевого нарушения, надо начать работу с ребенком по формированию начального детского лексикона в возрасте не позднее 2 лет. Только динамика дальнейшего развития речи ребенка покажет, с насколько серьезной проблемой специалисты и родители столкнулись в данном случае.
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»