Итоги работы секции «Музейное пространство: образование и воспитание» в рамках работы II сетевой межрегиональной методической конференции «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования»
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
На секции «Музейное пространство: образование и воспитание» были представлены следующие выступления:
- «Возможности школьного музея в духовно-нравственном воспитании» (Земская Е.А., руководитель школьного музея, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 28 г. Томска). Елена Александровна рассказала о работе музейного комплекса МАОУ СОШ № 28, состоящего из военно-исторического музея «Томичи в боях за Родину» и музея «Зал трудовой доблести томичей», этнографического музея «Русская изба». Основной принцип деятельности школьного музея таков: история страны показана через историю семей. В школьном музее проводятся разные мероприятия: встречи с ветеранами, их детьми и внуками; различные выставки и мастер-классы. Экскурсоводами музея разработаны тематические экскурсии для жителей микрорайона, обучающихся школ и воспитанников детских садов.
- «Музей в детском саду как форма развивающей среды и средство развития воспитанников» (Рек Н.Ю., воспитатель дошкольного отделения МАОУ СОШ № 36 г. Томска). Надежда Юрьевна представила интересную форму музейной деятельности – мини-музей «Центр Истории», который был организован в рамках проекта «История для дошкольников». Экспозиции мини-музея всегда вызывают несомненный интерес и восторг зрителей. Каждая выставка по-своему уникальна. Например, на выставке «Мир открыток» были представлены ретро-открытки, современные открытки и открытки, выполненные своими руками. После посещения выставки ребята сами изготовили открытки для родителей. На выставке «Школьные годы» можно было увидеть школьные принадлежности, которыми пользовались родители дошкольников, бабушки и дедушки. А выставка «Куклы народов мира» поразила всех необычными национальными нарядами игрушек.
- «Роль школьного музея в формировании культурологической компетентности» (Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 36 г. Томска, руководитель школьного музейного комплекса). Ирина Ивановна поделилась со слушателями особенностями организации работы музея по формированию культурологической компетентности. Особый интерес вызвало такое направление, как проектная деятельность. С 2021 года на базе музейного комплекса реализуется социокультурный проект «Школьный музей 21 века». Идеи проекта: развитие через развлечение, театрализация, игровая технология, создание новых экспозиций в музее – стали наиболее эффективной формой работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что образовательно-воспитательное влияние школьного музея на учащихся проявляется в процессе их активного участия в различных направлениях музейной деятельности, в осознании своей сопричастности к истории родного города и страны.