Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Международный научно-практический онлайн-семинар объединил исследователей России и Китая: 10 апреля 2025 года состоялся интересный научный диалог на тему Лингвосемиотика в образовании

10 апреля 2025 года прошел международный научно-практический онлайн-семинар «Лингвосемиотика в образовательном процессе: теория, методология и практика», организованный Томским государственным педагогическим университетом, Россия (Историко-филологический факультет, Кафедра теории языка и методики обучения русскому языку, Научно-образовательный центр теории образования) и Муданьцзянским педагогическим университетом, КНР (Институт магистратуры, Департамент по учебной деятельности, Департамент по научной деятельности, Институт восточных языков, Центр русского языка, Факультет русского языка). Мероприятие стало площадкой для обмена опытом между учеными двух стран, объединив около 20 докладчиков, а также слушателей из Китая и России.

Модератором выступила Анна Владимировна Курьянович, доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории языка Томского государственного педагогического университета. Техническую поддержку обеспечила Елена Александровна Серебренникова, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Томского государственного педагогического университета. Научное мероприятие успешно состоялось, несмотря на географическую удаленность участников.

Программа семинара отличалась разнообразием тем. Ирина Вигеновна Мелик-Гайказян, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии науки, руководитель Научно-образовательного центра теории образования (ТГПУ) задала дискуссионный формат своего выступления вопросом о теоретических основах визуальной семиотики.

Курьянович Анна Владимировна, профессор (ТГПУ), в соавторстве с Мэн Линся, профессором (Муданьцзянский педагогический университет), представила анализ визуальных семиотических кодов в городском пространстве Томска, подчеркнув их роль в формировании региональной картины мира.     

Татьяна Сергеевна Коломейцева, кандидат философских наук и студент Бако Жюдикаэль Валери (Московский политехнический университет) рассказали о дидактическом потенциале «семиологии пищи» Р. Барта в контексте преподавания русского языка в Африке.

Оживленное обсуждение вызвала информация о нюансах исследований, например, о  региональном рекламном тексте, позиционирующем товар томской компании «Эскимос» (доклад Александры Владимировны Панковой, аспиранта кафедры теории языка и методики обучения русскому языку и Ли Сюпин, магистранта историко-филологического факультета (ТГПУ)), а также информация о специфике рецепции  тату-надписей на китайском языке в русской культуре (Орлова Ольга Вячеславовна, доктор филологических наук и Ван Юаньин, кандидат филологических наук (Хэйлунцзянский институт иностранных языков). Ольга Вячеславовна Орлова и Ван Юаньин обратились к теме китайской письменности в русской лингвокультуре, раскрыв особенности восприятия иероглифов в русскоязычной среде.  

Людмила Витальевна Дубина, кандидат филологических наук и Дун Шухань, магистрант историко-филологического факультета (ТГПУ), сравнили социокультурные коннотации названий одежды в русском и китайском языках, выявив любопытные параллели и различия.

Артем Юрьевич Тетерин, лаборант Научно-образовательного центра теории образования (ТГПУ), поделился методикой отбора иллюстративного материала для открытых лекций, подчеркнув важность визуальной наглядности в образовании. 

Тамара Борисовна Черепанова, кандидат педагогических наук, Анатолий Дмитриевич Копытов, член корреспондент РАО, профессор (ТГПУ), и Чэнь Мэншу, преподаватель русского языка как иностранного (Экспериментальная школа Сювэнь Месии, Чжанцзян), обсудили организацию педагогического пространства для изучения лексики на начальном этапе, предложив инновационные подходы методики обучения русскому языку как иностранному. 

Елена Александровна Серебренникова, кандидат филологических наук (ТГПУ), в соавторстве с Ван Синхуа, кандидатом филологических наук (Муданьцзянский педагогический университет), рассказали о роли знаковых систем в обучении русскому языку как иностранному. В их докладе прозвучали мысли о том, как влияют семиотические составляющие на концептосферу учебного текста. 

Семинар прошел в теплой дружеской атмосфере. Аспирантка Александра Владимировна Панкова отметила: «Организация научного мероприятия была на высоте, а атмосфера семинара – живой и продуктивной». Анастасия Анатольевна Виноградова, студентка магистратуры 2 курса, подчеркнула ценность практических примеров: «Томская реклама и китайские тату – это то, что останется в памяти».   Татьяна Андреевна Нехай, студентка магистратуры 2 курса, добавила: «Участие африканского студента, говорящего на русском научном языке, – это впечатляет». Студентки бакалавриата Ульяна Новак и Татьяна Сухоруслова поделились впечатлением: «…Очень интересно и познавательно, появились идеи для разработки заданий по русскому языку как иностранному…. Взяла идеи для диплома и профессиональной деятельности…».

Семинар не только укрепил научные связи между Россией и Китаем, но и обозначил новые векторы для исследований. Участие африканского студента, выступившего на русском языке, стало символом диалога культур. Значение рассмотренной в рамках семинара проблематики можно передать словами Ю.М. Лотмана: «… знаки заменяют сущности, явления и вещи позволяют людям обмениваться информацией».

Организаторы анонсируют планы по ежегодному проведению подобных встреч, что вселяет уверенность: диалог в области образовательной лингвосемиотики обязательно продолжится.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER