СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И 14 ШКОЛЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
На протяжении 10 лет кафедра теории языка и методики обучения русскому языку участвует в реализации программы научного и учебно-методического взаимодействия с МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска.
17 декабря состоялась презентация совместного учебного проекта, в котором приняли участие школьники 10 и 11 классов 14 школы и студенты 311 и 312 групп ИФФ. Студенты-филологи продемонстрировали навыки, сформированные в процессе знакомства с учебной дисциплиной «Актуальные вопросы преподавания русского языка». Идейным вдохновителем проекта на протяжении многих лет выступает Елена Николаевна Ковалевская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку, учитель русского языка и литературы 14 школы.
Результаты работы в проекте представлены в форме дебатов. Эта педагогическая технология позволила обсудить проблематику насыщенного концептуальными смыслами фильма Павла Лунгина «Остров». Студенты выступили в качестве кураторов в подготовке школьников к выступлениям: помогали ребятам активно включиться в текстовую деятельность, оформлять собственные мысли в адекватной форме, подбирать аргументы и контраргументы, выстраивать общение в диалоговом формате, используя фактический материал, реагировать на спонтанно возникающие вопросы слушателей. Предметом обсуждения стал целый спектр философских тем – проблемы самопознания, нравственного выбора, ответственности, взаимоотношений между людьми:
Живи, как живешь. Только греха большого не сделай...
В вечность мы возьмём то, что потрогать нельзя, – то, что уступили, простили, отдали…
Главный вопрос – не как физически выжить в этом мире, а кем стать в нём…
Безусловно, диалог состоялся. Диалог внутри сознания каждого участника, школьников между собой, школьников и студентов, педагогов и обучающихся. Участники отметили нужность таких мероприятий: для ребят – это одна из форм подготовки к итоговому сочинению, для студентов – возможность общения со школьниками в качестве наставников и получения первого профессионального опыта.
Лаврентьева Софья, 10А класс: Очень полезное и нужное мероприятие! Мы очень волновались, но нам сильно помогали наши кураторы! Это обсуждение поможет в написании итогового сочинения, материал дает много примеров, которые можно использовать.
Исаева Виктория, 11А класс: Я второй год участвую в дебатах: в прошлом году как участница, сейчас как слушатель, зритель. Дебаты учат размышлять, выстраивать аргументацию своей позиции, видеть всякое явление многогранно и оценивать его с разных позиций.
Гайвак Никита, Комаров Никита, Тимофеев Кирилл, 10А класс: Было очень интересно, мы постарались вжиться в свою роль. Очень нужный опыт.
Малозёмова Анастасия, 312 группа: Мероприятие прошло на высоком уровне. Все были включены в работу, было приятно получить положительные отзывы о проделанной работе, но еще приятнее оказалась подготовка к самому мероприятию. Все ребята-десятиклассники проявили ответственность, хорошо подготовились, с ними было легко и приятно выстраивать коммуникацию. Процесс подготовки пролетел как один миг, потому что все были погружены в работу. Хочется поблагодарить каждого, кто принимал участие в дебатах, помогал организовывать, слушал и задавал вопросы.
Гашок Катя, 312 группа: Мероприятие произвело сильное впечатление благодаря уникальному формату, объединяющему школьников и студентов в команды для совместных выступлений. Участники дебатов – большие молодцы! Организация была на высшем уровне: четкий регламент, комфортная атмосфера, очень понравилась рефлексия «6 шляп мышления». С удовольствием поучаствовала бы ещё раз!
Филатова Алина, 312 группа: Участие в дебатах оставило после себя приятные впечатления. Особенно мне понравился сам процесс подготовки к мероприятию и возможность работать с ребятами. Подготовка была насыщенной и увлекательной. Вместе со школьниками мы разбирали темы, искали интересные аргументы и учились строить логичные выступления. Было приятно видеть, как они с каждым разом становились увереннее, учились анализировать информацию и формулировать свои мысли. Я рада, что смогла стать частью этого процесса.
Дукмас Анастасия Игоревна, учитель 14 школы, аспирант: Всегда рады побывать в стенах нашего педагогического университета – и в качестве участников, и в качестве присутствующих. Интересное, полезное мероприятие! Хороший повод включиться в групповую рефлексию на очень важные темы. Дебаты учат плюрализму, активизируют умственную деятельность, формируют навык работы в команде. Конечно, благотворно влияют на развитие речи, умение включаться в текстовую деятельность, как вторичную, так и первичную. Студентов ждем к нам в феврале на технологическую практику!
Материал подготовлен Ковалевской Е.Н., к.п.н., доцентом, Курьянович А.В., д.ф.н., зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку.