Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ»

12 декабря 224 года состоялся круглый стол на тему «Функциональная грамотность в правовом поле» в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, номер проекта QZOY-2024-0011, тема: «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права»).

Организаторами и модераторами мероприятия являлись:

Назарова Ольга Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию историко-филологического факультета ТГПУ.

Чойбсонова Чимита Владимировна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин историко-филологического факультета ТГПУ.

В круглом столе приняли участие обучающиеся 5-11 классов и учителя средних школ, преподаватели и студенты Томского государственного педагогического университета.

Участники обсудили значение правовой функционального грамотности для обучающихся и учителей, в ходе обмена мнениями и опытом они выявили методический потенциал дисциплины «Обществознание» и внеурочной деятельности в процессе ее развития.

Круглый стол начался с приветственного слова организаторов мероприятия и краткого описания проблематики круглого стола. Организаторы в презентации представили основные понятия, их значение и структуру, такие как «функциональная грамотность», «правовая грамотность» и «функциональная правовая грамотность», продемонстрировала видеоролики о правах ребенка и правилах поведения в социальных сетях.

1234

Обучающиеся 6-11 классов средних общеобразовательных школ города Томска представили свои выступления по поводу разных проблем, связанных с правами ребенка, их реализацией в современном обществе, возможными способами защиты, прежде всего посредством использования навыков деятельности в правовой сфере.

Рассказали о своем практическом опыте реализации способов деятельности в правовых ситуациях обучающиеся МАОУ СОШ № 5 г. Томска.

56

Проблемы использования навыков правовой деятельности в школе, основанных на знании локальных нормативных актов в области образования, обозначили ученики лицея № 7 г. Томска, представив свое видение практической реализации разных видов деятельности в рамках функциональной правовой грамотности (использование на практике в процессе трудовой деятельности, в семье и т. д.).
78

По правам ребенка и их защите выступили обучающиеся МАОУ Гимназии № 24 им. М.В. Октябрьской г. Томска, представив, помимо основных положений Конвенции о правах ребенка (тема выступления «Права и обязанности обучающихся в школе: спектр возможностей и ответственность»), также примеры ситуаций, в которых необходима функциональная грамотность в области права. Они также затронули проблему правового регулирования ответственности в ситуациях буллинга и доведения до суицида (тема «Нарушение прав ребёнка и формы их защиты»).

910

Обучающиеся МАОУ СОШ № 30 г. Томска отметили то, что правовая грамотность включена в Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования, что она устанавливается посредством проверки знаний, умений и навыков в рамках экзамена по дисциплине «Обществознание» в 9-м и 11-х классах (тема «Правовая функциональная грамотность»), привели примеры правонарушений в области гражданского, образовательного, уголовного права РФ.

Предложили для обсуждения и понимания степени сформированности функциональной правовой грамотности разнообразные кейсы обучающиеся МАОУ СОШ № 2 г. Томска.

1112

Особый интерес вызвали вопросы, связанные с практическими запросами как школьников, так и учителей в процессе преподавания дисциплины «Обществознание» и организации внеурочной деятельности, такие как: методы и средства формирования правовой функциональной грамотности, применение правовой функциональной грамотности в ситуациях, связанных с использованием правового статуса обучающегося и с нарушением прав несовершеннолетних (в том числе в ситуациях доведения до суицида, буллинга, вовлечения в преступную деятельность, насилие в семье и др.).

Студенты Томского государственного педагогического вуза представили точку зрения о том, как необходимо формировать предметную функциональную грамотность по праву в курсе «Обществознания» и внеурочной деятельности, высказались о разнообразных методах и средствах ее формирования, отметили большую роль правовых и методических дисциплин, изучаемых в вузе, способствующих процессу овладения ими функциональной грамотности по праву, выделили ее значение для них как будущих педагогов – учителей истории и обществознания.

1314

Продолжили обсуждение на круглом столе учителя школ города Томска, которые обменялись и поделились опытом формирования на базе их школ функциональной правовой грамотности обучающихся, отметили проблемы преподавания права в рамках часов на дисциплину «Обществознание» и внеурочную деятельность.

1516

Было установлено то, что в школах «Право» преподается как элективный курс (МАОУ СОШ № 30), как отдельный модуль в 10-х классах (МАОУ СОШ № 2), в рамках внеурочной деятельности (МАОУ Лицей № 7). В частности, учитель МАОУ Лицей № 7 отметила, что у них в декабре проходит месяц правовых знаний «Я – гражданин РФ».

1718

В результате обсуждения сделан вывод о том, что в сложившихся условиях существуют значительные трудности с формированием функциональной грамотности по праву как школьников, так и студентов педагогического вуза как будущих учителей, которые в свой деятельности также будут формировать правовую функциональную грамотность.

В связи с этим участники круглого стола обратили также внимание на необходимость объяснения актуальности и практической значимости правовых знаний обучающимся 5-9 классов, а также на актуальность развития у студентов педагогических вузов навыков поиска и применения наиболее эффективных технологии формирования правовой функциональной грамотности у обучающихся школ.

По итогам проведения круглого стола были подготовлены методические рекомендации, направленные на применение наиболее эффективных методик, техник и технологий формирования правовой функциональной грамотности на уроках по дисциплине «Обществознание» и во внеурочной деятельности в школе.

Все участники были награждены сертификатами, учителя – благодарственными письмами.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER