Поговорим о функциональной грамотности
22 августа 2024 года в рамках реализации проекта государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации QZOY-2024-0011 на тему «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права» состоялся Круглый стол.
Модератором выступила кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской литературы ТГПУ Оксана Николаевна Юрченкова: «Цель мероприятия - рассмотреть теоретико-методологические принципы и подходы к формированию функциональной грамотности учащихся, а также обсудить организационные аспекты проведения педагогического эксперимента на базе образовательного учреждения (МБОУ СОШ №49)».
Ведущим спикером выступила Галина Сергеевна Ковалева, кандидат педагогических наук, руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (г. Москва), под руководством которой много лет проводятся мониторинги уровня сформированности функциональной грамотности по моделям PISA.
«С 2018 года в Институте стратегии развития образования был инициирован крупный проект, его цель – разработка национального инструментария по методологии международных исследований, войти в десятку лучших стран по результатам оценки уровня функциональной грамотности. Были поставлены серьезные задачи: поднять качество образования, разработать новую систему заданий, включить их в различные школьные предметы, внедрить новые учебно-методические материалы, которые позволят изменить учебный процесс, разработать измерители для формирующего диагностического оценивания, для проведения мониторингов» (Г.С. Ковалева)
Ключевые аспекты ее установочного доклада касались возможных моделей оценки качества образовательных результатов, подходов к критериям такой оценки с учетом уровневой сложности заданий.
При понимании важности оценивающих мероприятия научный коллектив историко-филологического факультета ТГПУ поставил перед собой задачу изучать механизмы формирования функциональной грамотности в области гуманитарных дисциплин.
Аркадий Владимирович Петров, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ТГПУ, размышлял о принципах создания особой образовательной среды и важности разработки инструментария, способствующего развитию мыследеятельности учащихся. Он предложил собравшимся авторскую методику, позволяющую формировать навыки письма как способа выражения мысли.
О взаимосвязи речевой и мыслительной деятельности говорила Оксана Николаевна Юрченкова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской литературы ТГПУ: «Речевая деятельность является способом объективации мыслительных процессов, поэтому важно развивать не только читательскую компетентность, но и другие речевые навыки (письма, говорения, аудирования)».
Практикующие учителя предложили вниманию собравшихся свой опыт развития функциональных навыков обучающихся.
В докладе «Музейная педагогика как средство формирования этнокультурной компетентности: вуз и школа» Ирины Ивановны Подрезовой, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 36, заслуженного учителя России, был представлен успешный опыт формирования этнокультурной компетентности на примере мероприятия, проведённого учащимися школы совместно со студентами ТГПУ и магистрантами из КНР.
Елена Сергеевна Ошлакова, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №36, молодой специалист рассказала о реализованной ей программе внеурочной деятельности "Школа юного журналиста" как положительном примере формирования коммуникативных навыков посредством медиаобразовательных технологий.
Все доклады вызвали живой интерес у собравшихся, поскольку тема очень актуальна для современной образовательной ситуации. В формате дискуссии обсуждались проблемные вопросы о цели и формах проведения школьного мониторинга, о конкретных методических приемах формирования читательской грамотности, об особенностях организации образовательного процесса с учетом новых требований к результатам обучения.