ИТОГИ РАБОТЫ СЕКЦИИ «РУСИСТИКА И ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» XXVI ВСЕРОССИЙСКОЙ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ»
Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в очном формате и онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс и языковая личность» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководитель А.С. Савенко) приняли 58 человек, включая преподавателей ТГПУ, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ ТГПУ, а также иногородних участников.
В прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование» выступлениях (всего было представлено 35 докладов), были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и методикой преподавания русского языка: коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, медиалингвистикой, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, методикой обучения русскому языку. В работе 3-х подсекций активное участие принимали присутствующие, которые задавали вопросы, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.
В подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» вниманию участников было предложено 13 докладов: аспирантов Исаевой Ольги Викторовны, Бондарева Максима Владимировича и соискателя Дусмановой Зарринахон Мукимджоновны, посвященных анализу ключевых концептов в поэтической картине мира Н.А. Заболоцкого и Ю.Д. Левитанского, исследованию средств выражения подтекста в ранней лирике Б.Л. Пастернака; магистрантов Захарчевской Надежды Владимировны и Худобиной Александры Андреевны, в выступлениях которых шла речь о методическом потенциале лингвостилистического анализа поэтических текстов и методике работы с фольклорными текстами в школе на уроках русского языка и литературы.
Регулятивные возможности топонимов в лирике О.Э Мандельштама и особенности воплощения образа времени в лирике поэта были рассмотрены в докладах студ. Сафоновой Екатерины Евгеньевны и Ключник Ирины Александровны, вызывавших большой интерес у присутствующих. О концепте «судьба» в лирике М.И. Цветаевой очень эмоционально шла речь в выступлении Воробьевой Любови Владимировны. Особенности лексической репрезентации образов поэтов в лирике А. Ахматовой были изучены Тимофеевой Анной Артёмовной. Поэтическому циклу Ахматовой «Тайны ремесла» посвятила свой доклад Маслова Вера Алексеевна. О прецедентных феноменах в поэзии А. Кушнера шла речь в докладе Чепишко Алины Сергеевны.
Особый интерес и положительные отклики у слушателей вызвал доклад Соловьевой Анастасии Максимовны, в котором на основе проведенного автором анкетирования был проанализирован и описан коммуникативный портрет современного студента-филолога. Порадовала глубоким и содержательным докладом гостья из Новокузнецка Кузнецова Татьяна Алексеевна, посвятившая свое исследование сравнениям в повести Н. Внукова «Один».
Программа подсекции «Медиадискурс и языковая личность» включала исследования, посвященные актуальным проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Все доклады были интересными и сопровождались вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. Объектом внимания докладчиков стали актуальные проблемы медиакоммуникации и медиаобразования: магистранты Бородай Елена Андреевна и Сливкина Александра Андреевна изучили особенности интерпретации медиатекстов школьниками 9-го класса и средства речевого воздействия на них в медиасфере на основе проведенных опросов и эксперимента; Клышова Кристина Евгеньевна проанализировала языковые средства воплощения темы любви в творчестве популярных у молодежи блогеров-музыкантов.
О стратегии самопрезентации в жанре интервью известного современного писателя Анны Матвеевой шла речь в докладе аспиранта Извековой Юлии Борисовны.
Большой интерес вызвали и прозвучавшие на заседании секции доклады студентов: современным медиажанрам посвятили свои выступления Панкова Елена Валериевна и Устенко Анастасия Николаевна (на конкретных примерах ими были рассмотрены специфика блога и особенности использования подкастов в школе).
Дискурсивные практики публичных информационно-медийных языковых личностей разных типов были рассмотрены и описаны в жанрово-стилистическом и лингвометодическом аспектах Пешкичевой Ириной Юрьевной, Монастыревой Юлией Игоревной и Новиковой Софьей Юрьевной. Обучению навыкам практической журналистики в школе и характеру восприятия старшеклассниками публицистических текстов посвятили свои доклады Ошлакова Елена Сергеевна и Акшатина Виталия Анатольевна.
Присутствующие благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке.
В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» тематика докладов была связана с исследованием на разном материале коммуникативного, лингвокультурологического и методического потенциала различных языковых средств.
Объектом внимания в докладе Синельниковой Ангелины Вадимовны стали окказиональные слова в одном из романов Дж. Роулинг, рассмотренные в функционально-прагматическом аспекте; различные формы работы с индивидуально-авторскими словами на материале женской поэзии были описаны Сухановой Алиной Евгеньевной. О лингводидактическом потенциале паремий и фразеологизмов разных типов шла речь в докладе Райхе Кристины Александровны. Несколько интересных докладов на разном материале, включая фразеологию, пословицы и поговорки, художественные произведения, были посвящены исследованию различных концептов: болезнь/здоровье (доклад Поповой Александры Дмитриевны), свой/чужой (доклад Оглодэк Елизаветы Евгеньевны), закон/беззаконие (доклад Михеева Ивана Васильевича).
Лингвокультурологический и лингвометодический аспекты изучения цветовой картины мира на материале художественных произведений разных авторов были освещены в докладах Петровой Татьяны Евгеньевны, Верхоланцевой Анны Евгеньевны и Комзоловой Анастасии Вячеславовны.
О прикладных аспектах лингвистического анализа художественных произведений разных типов и его роли в формировании языковой личности школьника шла речь в докладах Якимовой Юлии Александровны и Виндик Ольги Юрьевны.
Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений.
По итогам работы секции «Русистика и языковое образование» авторы лучших докладов отмечены Дипломами разной степени в номинациях «аспиранты/соискатели» (Исаева Ольга Викторовна, Бондарев Максим Владимирович, Извекова Юлия Борисовна, Дусманова Зарринахон Мукимджоновна), «магистранты» (Бородай Елена Андреевна, Захарчевская Надежда Владимировна, Сливкина Александра Андреевна, Клышова Кристина Евгеньевна, Худобина Александра Андреевна). В номинации «студенты» в подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» лучшими с присуждением дипломов I, II и III степени были признаны доклады Сафоновой Екатерины Евгеньевны, Соловьевой Анастасии Максимовны, Воробьевой Любови Владимировны, Ключник Ирины Александровны, Тимофеевой Анны Артёмовны, Кузнецовой Татьяны Алексеевны, Масловой Веры Алексеевны, Чепишко Алины Сергеевны.
В подсекции «Медиадискурс и языковая личность» дипломом I степени в номинации «студенты» награждены Панкова Елена Валериевна и Устенко Анастасия Николаевна. Дипломы II степени получили студенты Пешкичева Ирина Юрьевна, Монастырева Юлия Игоревна, Ошлакова Елена Сергеевна. Были отмечены также успешные выступления студентов с присуждением дипломов III степени Новиковой Софье Юрьевне и Акшатиной Виталии Анатольевне.
В подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» 1 место за лучший доклад с награждением дипломами присуждено Поповой Александре Дмитриевне и Синельниковой Ангелине Вадимовне; 2 место – Петровой Татьяне Евгеньевне, Верхоланцевой Анне Евгеньевне, Якимовой Юлии Александровне, Оглодэк Елизавете Евгеньевне, Сухановой Алине Евгеньевне, Михееву Ивану Васильевичу. 3 место в конкурсе на лучший доклад заняли Райхе Кристина Александровна, Виндик Ольга Юрьевна и Комзолова Анастасия Вячеславовна.
В целом работа секции, по мнению участников, прошла в комфортной и творческой атмосфере. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.
Материал подготовлен доктором филологических наук, заведующей кафедрой русского языка, профессором Болотновой Ниной Сергеевной