Профессиональный портрет учителя в контексте проектирования совместной деятельности (к юбилею Елены Николаевны Ковалевской)
Несколько поколений томских учителей-словесников знакомились с методикой обучения предмету на занятиях Елены Николаевны Ковалевской, учились главному — создавать на уроке ситуацию диалога, атмосферу увлеченности, формировать пространство совместной деятельности. Елена Николаевна не только учит школьников, бакалавров, магистрантов, педагогов, коллег самым актуальным приёмам в методике обучения русскому языку и литературе, но и заряжает своим филологическим задором и педагогическим энтузиазмом. Именно она стала идейным вдохновителем и организатором муниципальной экспериментальной площадки сетевого взаимодействия «Школа-вуз», благодаря которой бакалавры-филологи на педагогической практике на 5 курсе отважно погружаются в жизнь школы: участвуют в организации школьных диспутов, дебатов, круглых столов, готовят совместно со школьниками проекты и доклады на городскую конференцию «Наши духовные ценности».
Елена Николаевна — главный, яркий и динамичный генератор новых и интересных педагогических и методических идей. Поэтому многие годы она участвовала в подготовке факультетской команды для внутривузовского конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют» и ежегодно руководит выпускными квалификационными работами – бакалаврскими работами и магистерскими диссертациями. Её студенты ежегодно участвуют в конкурсах на лучшую научную работу по методике русского языка, занимая, как правило, призовые места.
Целеустремленность и энтузиазм Елены Николаевны направлены всегда на главное — на организацию совместной деятельности школы и педагогического университета. Достижению этой цели подчинена её профессиональная жизнь, этой увлеченностью она заражает окружающих, предлагая вместе решать смелые и новые задачи, например, впервые на факультете в рамках апрельской студенческой конференции в 2016 году работала секция школьников, которых для выступления с докладами подготовили студенты под руководством Елены Николаевны.
Работая в школе и в университете, Е.Н. Ковалевская сформировала ясное и системное представление об актуальных образовательных запросах не только студентов, но и их потенциальных работодателей — школ города и области. Она активно участвует в выездных педагогических семинарах, проводит мастер-классы для педагогов, разрабатывает инновационные образовательные программы.
Педагогический и методический опыт Елены Николаевны Ковалевской, которым она делится с коллегами и к которому приобщает студентов, сформирован в рамках научной школы Галины Николаевны Прозументовой. Эта педагогическая концепция является чрезвычайно значимой для факультета и вуза, поскольку влияет на формирование особого педагогического пространства — пространства профессиональной рефлексии, взаимного уважения, любви к выбранной профессии, к филологии. Поэтому очевидны и научные заслуги Елены Николаевны. В её статьях студенты и многие преподаватели – предметники и методисты − черпают идеи, которые впоследствии реализуют и развивают в своей научной и педагогической деятельности.
Отметим, наконец, что Елена Николаевна Ковалевская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку, отмечает в декабре свой юбилей. Поздравляем Елену Николаевну, желаем свойственных ей филологической увлеченности и педагогического энтузиазма; интересных творческих и научных проектов, пытливых и благодарных учеников!