Итоги работы секции «Русистика и языковое образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (20 апреля 2022г.)
Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в очном формате и онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс и языковая личность» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста» (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководители С.М. Карпенко, А.С. Савенко) приняли 63 человека, включая преподавателей ТГПУ, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ. Особенно массовым было участие в подсекции «Коммуникативная стилистика текста» (38 человек, включая иногородних докладчиков из Новосибирска, Новокузнецка, Юрги, пос. Чажемто).
В 27 докладах, прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование», были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и методикой преподавания русского языка: медиалингвистикой, лингвокультурологией, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, стилистикой художественной литературы, коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, методикой обучения русскому языку. В работе 3-х подсекций активное участие принимали присутствующие, которые задавали вопросы, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.
В подсекции «Коммуникативная стилистика текста» прозвучали доклады аспирантов Светланы Анатольевны Иванченко и Татьяны Александровны Федосенко, посвященные анализу ключевых концептов в поэтической картине мира М.А. Волошина и русской картине мира по данным Национального корпуса русского языка и ассоциативным экспериментам. Изучению концептов «дружба» и «поэзия» в лирике Р. Рождественского и Е. Евтушенко посвятили свои исследования Кристина Евграфова и Юлия Большакова. Особенности подтекстовой информации в лирике И. Анненского стали объектом внимание Максима Владимировича Бондарева. Различные языковые средства репрезентации идиостилевой манеры авторов (прецедентные феномены, окказионализмы, интертексты и др.) в творчестве Н.С. Гумилева, В. Полозковой и Т. Кибирова были рассмотрены в докладах Мехович Валерии, Сухановой Алины, Кириченко Василины.
Прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста были посвящены доклады студентов 4 и 5 курсов Виктории Ворожейкиной, Юлии Ранцевой, Надежды Захарчевской, Галины Гормолысовой, магистранта Кныш Кристины Александровны. Активное обсуждение состоялось о критериях выбора текстов в качестве дидактического материала, о лингвокультурологическом и дидактическом потенциале произведений М.И. Цветаевой, А. Ахматовой, Д. Глуховского. Об особенностях восприятия школьниками лирики А.А. Ахматовой шла речь в докладе Ивасенко Марии. Аудитория активно участвовала в обсуждении каждого доклада, отмечала актуальность выбранных тем.
Программа подсекции «Медиадискурс и языковая личность» включала исследования, посвященные актуальным проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Каждый доклад был интересен и сопровождался вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. Объектом обсуждения стали актуальные проблемы медиакоммуникации и медиаобразования: лингвокультурологический и дидактический потенциал разных типов медиатекстов, участие школьников в медиакоммуникации, формы и методы обучения медиакультуре (исследования Хасмамедовой Динары Илкиновны, Птушкиной Ирины Вячеславовны, Зарембо Юлии Сергеевны).
Изучению особенностей разных типов публичных нформационно-медийных личностей на основе их дискурсивных практик были посвящены доклады студентов Пешкичевой Ирины, Клышовой Кристины, Дремовой Милены, Кадычковой Ольги. Доклады Клышовой Кристины и Левиной Алины включали обобщение результатов анкетирования школьников по вопросам медиакоммуникации. Медиадискурс публичных языковых личностей, рассмотренных в исследованиях студентов разных курсов, был исследован достаточно глубоко, с выявлением индивидуальных и типовых особенностей, жанрово-стилевой специфики.
Присутствующие благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке.
В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» приняли участие 13 человек – студенты разных курсов и преподаватели кафедры русского языка. Тематика докладов была связана с разными аспектами коммуникативного, лингвокультурологического и методического потенциала различных языковых средств. Рассматривался лингвокультурологический потенциал русских паремий (доклад Райхе Кристины), окказиональных эргонимов (исследование Крючковой Кристины), детских окказионализмов (работа Исуповой Русланы), методический потенциал языковой игры (доклад Соколовой Валерии). Обсуждались методы и приемы формирования лингвокультурологической компетенции школьников (доклады Кукуриной Тамары и Большаковой Анастасии).
Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений.
По итогам работы секции «Русистика и языковое образование» сдано в печать 26 статей в сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Наука и образование» в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения».
Авторы лучших докладов отмечены Дипломами в номинациях «аспиранты» (Иванченко Светлана Анатольевна, Федосенко Татьяна Александровна, Бондарев Максим Воладимирович) и «студенты» (Большакова Юлия, Кадычкова Ольга, Захарчевская Надежда, Ворожейкина Виктория, Гормолысова Галина – в подсекции «Коммуникативная стилистика текста»; Левина Алина, Клышова Кристина, Дремова Милена – в подсекции «Медиадискурс и языковая личность»; Крючкова Кристина, Кукурина Тамара, Большакова Анастасия – в подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования»).
В конкурсе статей Дипломами отмечены работы Сухановой Алины, Кириченко Василины, Ивасенко Марии, Кныш Кристины – в подсекции «Коммуникативная стилистика текста»; Пешкичевой Ирины, Зарембо Юлии, Птушкиной Ирины, Хасмамедовой Динары – в подсекции «Медиадискурс и языковая личность»; Соколовой Валерии, Райхе Кристины, Исуповой Русланы – в подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования».
В целом работа секции, по мнению участников, прошла в комфортной и творческой атмосфере. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.
Материал подготовлен доктором филологических наук, заведующей кафедрой русского языка, профессором Болотновой Ниной Сергеевной