Итоги работы секции «КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ» (кафедра теории языка и методики обучения русскому языку) в рамках II Международного научно-образовательного форума «Педагогика ХХI века: вызовы и решения»
В рамках ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых прошло 4 заседания 2-х секций, организованных кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку. Прозвучало 48 очных (из них 7 дистанционных) докладов. В работе секций участвовало свыше 70 человек: преподаватели из ТГПУ, ТГАСУ, НИ ТПУ, НИ ТГУ (5 докторов наук, профессоров, 5 кандидатов наук, доцентов), 21 бакалавр (ТГПУ, ТГАСУ), 8 магистрантов (ТГПУ), 13 аспирантов (ТГПУ, НИ ТПУ, НИ ТГУ), 18 школьников (МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска), 12 учителей (МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска, МАОУ СОШ № 42 г. Томска, МАОУ гимназия № 26 г. Томска, МАОУ СОШ № 67 г. Томска, МАОУ Школа Перспектива г. Томска, ОГАОУ Губернаторский Светленский лицей г. Томска, МБОУ СОШ № 111 г. Новосибирска) и 1 педагог сферы дополнительного образования (МАОУ Центр планирования карьеры г. Томска). Было заслушано 10 докладов иностранных участников.
Все прозвучавшие доклады отличались глубокой проработкой проблематики и актуальностью для таких областей науки, как теория и история языка, методика преподавания русского языка как родного и иностранного, лингвокультурология и межкультурная коммуникация, теория текста, дискурса, кросскультурные исследования, ИКТ в образовании. Выступающие приводили интересные примеры. Присутствующие, особенно гости из школ и других вузов города, отмечали, что чувствуют себя необыкновенно комфортно и уютно в обстановке творческого, свободного диалога и теплого межличностного общения:
Рахманбердиев Азим, студент 3 курса 1019/3 группы ТГАСУ: «Я уже принимал участие в конференциях, но в педагогическом университете впервые. Я очень волновался перед докладом, но здесь такая благоприятная обстановка, что я забыл о волнении и полностью погрузился в проблему исследования. Мне задали вопросы, на которые я постарался ответить как можно полнее. Интересно было услышать доклады участников из других вузов и принять участие в обсуждении».
Сухорослова Татьяна, студентка 2 курса 301 группы ИФФ ТГПУ: «Я впервые принимала участие в научной конференции, и у меня незабываемые ощущения от того, что к труду студентов проявляется большой интерес. Преподаватели давали советы по дальнейшей работе, создавая очень уютную атмосферу без напряжения. Надеюсь, что дальше все будет проходить так же, ведь работ, которыми мы хотим поделиться, ещё много».
Новак Ульяна, студентка 2 курса 302 группы ИФФ ТГПУ: «Была очень рада выступать на конференции, поскольку возникло ощущение, что ещё больше погрузилась в свою тему, что мне нравится моя тема и то, что я делаю по ней сейчас. Появилось много новых идей для раскрытия темы и более того ‒ даже практических идей (на конференции прозвучала идея, почему бы не украсить стены вузы граффити с цитатами, портретами писателей ‒ мы же все-таки филологи). Также было интересно послушать других участников, поделиться мнениями, идеями. И спасибо за такую приятную рабочую и дружескую обстановку, которая была на протяжении всего мероприятия!».
Люберцева Ирина, студентка 2 курса 302 группы ИФФ ТГПУ: «Участие в конференции стало новым и интересным опытом студенческой жизни. Я была очень рада, что смогла рассказать что-то о своей работе, о ее результатах. Очень странное, но приятное чувство появлялось при осознании того, что каждый из нас сделал первые шаги в профессиональной деятельности. Я думаю, что данный опыт был для меня крайне полезен, поскольку укрепились мысли о том, что я сделала правильный выбор в плане профессии. Хочу отметить, что в нашей секции темы выступлений были разнообразные. Каждое выступление было интересно слушать. Я узнала много новой информации: смогла обратить внимание на роль эргонимов, которые присутствуют среди названий томских заведений. При этом были как знакомые названия заведений («Make love pizza»), так и новые («А мы тут все плюшками балуемся»). Оказалось, что в Томске достаточно много красивых граффити, но я не была с ними знакома (потому что они спрятаны во дворах). Смогла по-новому взглянуть на «Мастера и Маргариту»: увидела, что религиозный мотив выражается и подчеркивается на разных уровнях языка; узнала о роли концепта «страх» в произведении, как автор сам понимал и определял данное чувство. В нашей секции была очень уютная и приятная атмосфера. Мы активно задавали вопросы по темам выступающих, делились мнениями и впечатлениями. Появились новые идеи относительно того, в каком ключе можно детальнее раскрыть тему, на какие моменты обратить внимание в дальнейшей работе. Отдельную благодарность хотела бы выразить преподавателям. Мои переживания о напряженной обстановке были напрасны. Всех старались приобщить к диалогу, показать наши успехи. Мне очень запомнился момент, когда преподаватели увлеклись разговором об инвективной лексике в юридическом аспекте (на школьных конференциях такого никогда не было). Мне очень запомнилась конференция. В следующем году я буду вновь принимать там участие (100 %)».
Щитова Ольга Григорьевна, доктор филологических наук, профессор Отделения русского языка ТПУ: «Научный «десант» Томского политехнического уже не в первый раз «высаживается» на гостеприимной «земле» педагогического университета. Желание участвовать в работе этой студенческой конференции с каждым годом выражает все большее количество наших аспирантов. Обмен информацией, результатами исследований всегда продуктивен. Атмосфера на кафедре теории языка всегда очень теплая и вместе с тем по-деловому творческая. Спасибо коллегам за эту возможность обсудить совместными усилиями современные вопросы лингвистики!».
Цао Лина, аспирант филологического факультета ТГУ: «Я из Китая. Закончила магистратуру в Санкт-Петербурге. Всегда хотела учиться в Томске. И вот мое желание исполнилось. Томские студенты и томские преподаватели очень подготовленные, готовые помочь. Я всегда с удовольствием участвую в научных конференциях. Сегодня я познакомилась с коллегами из Томского педагогического университета. Мы будем и дальше развивать наше общение».
Черепанова Тамара Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент ИФФ ТГПУ: «В рамках работы подсекции «Методические проблемы современного языкового образования» были представлены выступления, посвященные проблемам включения в образовательное пространство по предметной области «русский язык» инновационных практик и методик. Все доклады вызвали живой интерес у участников подсекции, была оценена их целостность, научность и значимость для методического обеспечения обучения русскому языку в современной школе».
Дипломами отмечены выступления Безукладниковой С.С., Трофимовой Н.А., Рахманбердиева А.С., Новак У.К., Люберцевой И.А., Мацкевич Н.А., Мухторова А.Д., Небера М.В., Цао Лина, Полыгаловой С.А., Шмигалевой Е.А., Сухорословой Т.И., Мустафаевой В.Э., Ли Чжидань, Ван Юаньин (подсекция «Актуальные вопросы лингвистической концептологии и лингвокультурологии»), Вилковой Ю.Е., Перминовой Е.А., Мазеновой В.С., Паньковой А.Н., Улановой К.М., Ткаченко А.Е., Дукмас А.И. (подсекция «Методические проблемы современного языкового образования»).
Многими участниками планируются публикации статей в сборник материалов конференции. Прошедшее мероприятие стало настоящим праздником науки! Согласно принятой резолюции по итогам заседаний в рамках секции, решено провести очередную конференцию в следующем году. До новых встреч!
Материал подготовлен доктором филологических наук, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ А.В. Курьянович.