Традиции семейного чтения с ТГПУ
В современном социокультурном пространстве, где диджитал технологии и медиа ресурсы все активнее внедряются в зону досуга и образования, важно уделить особое внимание книге, сохраняющей знания, традиции, обеспечивающей связь поколений. Именно эти непростые вопросы стоят перед каждым учителем-словесником. Однако отметим, что в конкурсе могли принять участие не только школьники, студенты, но и все желающие, неравнодушные к книге.
Формат конкурсных работ (видеоролик / интерактивная презентация) позволил максимально нешаблонно подойти к выполнению творческой задачи. Несмотря на сжатые сроки приема работ, пришедшиеся как раз на хлопотливое время подготовки к новогодним праздникам, конкурс собрал более тридцати креативных работ, посвященных традициям семейного чтения. Удивительно, насколько разные тексты были выбраны участниками: от знаменитого советского рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек» (Оксана Федотова, Л.Т. Медитдинова, МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района) до нашумевшей в свете последней экранизации «Саги о ведьмаке» Анджея Сапковского (Михаил Пустовалов, Л.П. Семченко, МАОУ СОШ №41 г. Томска). Трижды был упомянут роман выпускника нашего вуза (Учительского института) А.М. Волкова – «Волшебник изумрудного города», традиция приобщения к которому объединяет поколения (Ангелина Степаненко, МОУ СОШ №15 им. Е. Николаевой; Ирина Пешкичева, ТГПУ, Семен Шадрин, ТГПУ). Студентка 2 курса ИФФ ТГПУ Крючкова Кристина уделила внимание теоретическому вопросу и постаралась обобщить традиции своей семьи, представив свод рекомендаций, как книга может стать частью семейной истории каждого.
Участники конкурса щедро делились семейными фото, а также иллюстрациями любимых печатных изданий. Работы не оставляют сомнений – чтение, по-прежнему, один из самых семейных, уютных видов домашнего досуга.
Однако, как ни разнообразны были выбранные конкурсантами художественные произведения и стратегии подачи материала, объединяет все конкурсные работы мысль о важнейшей роли близкого взрослого (мамы, папы, бабушки, сестер и братьев) в процессе читательского становления. Это еще раз подчеркивает ключевую роль семьи, примера читающих взрослых в приобщении ребенка к миру книги.
Работы конкурсантов оценивались по многим критериям, среди которых – социальная значимость идеи, креативность, эстетичность, логичность, качество оформления материала, его смотрибельность и другие.
По итогам коллегиальной оценки жюри:
1 место присуждено Новак Ульяне, студентке ИФФ ТГПУ, видеоролик «Новогоднее семейное чтение», за редкое сочетание безупречной технической / визуальной стороны и передачу неповторимой атмосферы рождественского семейного чтения Чарльза Диккенса.
2 место присуждено Фальтиной Марии Владимировне, ученице МАОУ СОШ №40, презентация «Наша любимая семейная книга», за рассказ о том, как роман Элинор Поттер «Полианна» стал не только любимой художественной историей, но и способствовал зарождению добрых семейных традиций.
3 место присуждено Федотовой Оксане Сергеевне, ученице МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района, презентация «Книга, которую мне подарила бабушка», за смелость перед камерой и трогательный рассказ о подаренной бабушкой книге советского писателя Аркадия Гайдара.
Всех победителей ждут дипломы и памятные сувениры от Томского педагогического, все участники и их руководители получат сертификаты, подтверждающие участие в конкурсе.