Совместная деятельность студентов и школьников
Необычная педагогическая практика прошла для студентов в рамках спецсеминара «Актуальные вопросы преподавания русского языка», реализуемого специалистами кафедры теории языка и методики обучения русскому языку. Работу студентов со школьниками курировала доцент кафедры, кандидат педагогических наук Елена Николаевна Ковалевская.
«И сотрудники, и студенты, выполняющие курсовые работы на кафедре теории языка и методики обучения русскому языку, уже много лет включены в реализацию сетевого проекта «Взаимодействие вуза и школы». Особенно это важно для студентов, которые получают возможность сформировать ряд компетенций, значимых для решения профессиональных задач: приобрести навык коммуникации с участниками педагогического общения, попробовать силы в руководстве школьными проектами, окунуться в атмосферу современной школы с ее проблемами, задачами, ситуациями, еще раз утвердиться в правильности выбора будущей профессии, увидеть потенциальные лакуны в собственной предметной подготовке и наметить пути их устранения. Чем больше у студентов педагогического вуза будет подобных ситуаций, связанных с их пребыванием в школе, взаимодействием с учителями и учениками, тем эффективнее будет их профессиональная подготовка», – отмечает Анна Владимировна Курьянович, заведующая кафедрой.
Подготовка проектов со школьниками прошла в несколько этапов. Сначала студентам предстояло познакомиться со своими подопечными, определить круг их интересов и сформулировать проблему, решению которой будет посвящено исследование. Ученики интересовались разными темами: от профориентационной работы в школе и волонтерства до дискриминации, буллинга и проблемы борьбы поколений.
Затем было необходимо сформировать тему проекта и гипотезу, которую нужно было подтвердить или опровергнуть в своем проекте. Одни исследовали полезные свойства эпоксидной смолы, другие продумывали варианты помощи приюту для домашних животных. Для обоснования теоретической базы, на которую опирался проект, необходимо было создать реферативную часть, где формулировались цели и задачи проекта, методы, которые были использованы, обоснована актуальность исследования.
Одним из самых важных этапов работы стало создание продукта исследования и его апробация. Команды демонстрировали глубокую проработку вопросов и желание разобраться в актуальных проблемах современности. Так, например, Раздайбедина Вероника и Пузанова Александра под руководством Светланы Игольниковой исследовали проблему буллинга: девочек интересовало, как предупредить насилие в школе среди сверстников. Для этого они разработали буклет с подробной инструкцией о том, как не стать жертвой травли, как распознать буллинг в своем коллективе и как сделать так, чтобы никто не пострадал от необоснованной агрессии.
«Изначально дети хотели исследовать вопрос дискриминации. Но эта тема слишком «острая» в последнее время, поэтому мы решили выбрать то, что им ближе всего. Тема была преобразована в «Буллинг и способы его избежать». Девочки сами сталкивались с травлей, это часть их личного опыта, поэтому им было намного интереснее изучать и решать эту проблему», – рассказывает Светлана.
Парменова Полина и Баранова Полина при поддержке руководителя, студента 382 группы Ульяны Семашко исследовали пользу чтения и написания открыток. Тему проекта девочкам предложила сама Ульяна, поскольку ее курсовая работа связана с изучением надписей на открытках. В рамках организованного классного часа исследователи рассказали своим одноклассникам о том, какие открытки бывают, как они создаются и для чего. Результатом апробации стал выбор наилучшего формата открытки по мнению ребят.
Семиклассники Козлова Мария, Лаврентьева София и Губайдуллина Карина представили профориентационный проект. Ребятам были интересны вопросы профессиональной диагностики, поэтому студентка 381 группы Канова Алина предложила развернуть тему. Продуктом стал аккаунт в одной из самых популярных социальных сетей – TikTok. Контент составляли видеоролики с профориентационными опросами и кейс-заданиями, которые должны были помочь школьникам среднего звена в самореализации: понять, что им интересно, какие у них склонности и способности.
«Обычно такую работу в школах проводят со старшеклассниками, у нас такого еще не было. Поэтому мы решили сделать проект, который помог бы нашим одноклассникам и ребятам из параллели понять, какие профессии им интересны и к каким у них есть способности. При работе над проектом мы научились исследовать источники, формулировать цели и задачи, монтировать видео для нашего аккаунта и представлять свой проект на конференции», – делится София.
В результате необычной формы совместной работы с детьми студенты ИФФ смогли приобрести ряд важных компетенций, которые позже им пригодятся на преддипломной практике и, конечно, в педагогической деятельности, а школьники получили опыт в создании и реализации исследовательских проектов. После зимних каникул лучшие работы будут отмечены дипломами экспертной комиссии.