Участие сотрудников кафедры теории языка и методики обучения русскому языку в коллективной монографии
В издательстве Томского государственного архитектурно-строительного университета опубликована коллективная монография «Развитие языковой образовательной среды современного вуза».
Монография посвящена исследованию проблем и перспектив развития языковой образовательной среды современного вуза. Авторы рассматривают как общие подходы к ее формированию, так и различные элементы содержания и технологии, оказывающие на нее значительное влияние. Результаты исследования представлены в виде алгоритмов формирования языковой образовательной среды дисциплины «Иностранный язык» и работы с профессиональной лексикой в процессе ее реализации; рекомендаций использования веб-приложений; описания конкретных умений и навыков продуктивного процесса иноязычной профессиональной подготовки бакалавров технического вуза; описания возможностей использования корпусных данных в рамках изучения русского языка как иностранного; анализа результатов дистанционного обучения русскому языку как иностранному
В числе авторов монографии ‒ сотрудники кафедры теории языка и методики обучения русскому языку д.ф.н., зав. кафедрой А.В. Курьянович и к.ф.н., преподаватель Муданьцзянского педагогического университета С. Ван. Исследователями написана глава «Использование корпусных данных при обучении РКИ в русле лингвокультурологического подхода». Ученые отмечают, что в практико-ориентированной лингводидактике сегодня востребована методика обучения иностранному языку (в данном случае ‒ русскому) на основании двух подходов, результирующий педагогический эффект которых определяется их взаимообусловленностью и многофункциональностью, а именно ‒ использованием данных и наработок в области корпусной лингвистики и лингвокультурологии. В главе рассматривается методический ресурс корпусных источников (корпусных данных национальных языков, а также учебных корпусных материалов) в ракурсе теории языка, сопоставительного языкознания, кросс-культурного анализа, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации. Исследуется влияние корпусных данных на развитие мотивации и компетентностной базы обучающихся. Содержание главы отражает научное направление кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ‒ преподавание русского языка как родного, неродного и иностранного на основе лингвокультурологического и лингвоконцептологического подходов.