Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

25 лет спустя. Выпуск 1994 года ФРЯиЛ ТГПИ

 

Они везде, твои учителя:
В труде, дерзанье, в жизни
и в искусстве.
На них, наверно, держится земля.
Они с тобой и в радости, и в грусти.
Бывало, не получится урок.
Они своей поддержкой не оставят.
Их опыт уж не раз тебе помог,
И впредь своё плечо они подставят.
В час торжества, в час гордости своей
Ты не забудь, ты вспомни строчки эти:
«Не смейте забывать учителей!» –
Для них ученики – родные дети

Из сочинений выпускников

Что такое 25 лет?  В пределах вечности – миг, в рамках века – четверть, в  человеческой жизни – целое поколение. Столько событий произошло за 25 лет!!! Стираются даты, забываются лица, сливаются события.

Но есть мгновения, когда память вдруг вспыхивает ярким светом.

27 июля 2019 года в родных стенах педагогического университета собрались девчонки и парни, чтобы встретиться 25 лет спустя с любимыми преподавателями, однокурсниками и родными институтскими стенами, где прошли 5 лет юности.

Описать чувства и эмоции невозможно словами.

Заходишь в фойе института, которое даже после многократных ремонтов не изменилось, встречаешь повзрослевших, но до сих пор узнаваемых одногруппников. Со всех сторон слышны возгласы: «Таня, это ты?  Саша, ты совсем не изменился! Наташа, сколько лет не виделись?».

И, кажется, что ты прокатился на машине времени и попал в те времена, когда тебе было 18 лет.  

Далекий 1989 год.  Еще существует Советский Союз, молодежью рулит комсомол и весь народ строит коммунизм. Сотня девушек и семь юношей поступили в Томский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Мы все готовились стать учителями и «сеять разумное, доброе, вечное». Учебный год начали три группы методистов и одна экспериментальная группа «школьных психологов» (новая для того времени профессия). В группу психологов набирали лучших абитуриентов – медалисты, выпускники училищ с красными дипломами, отличники и хорошисты. Так была сформирована наша 391 группа. Сколько воды утекло…..

 Фото1

391 группа, 1 курс ФРЯиЛ ТГПИ, 08.12.1989 г.

Ты поднимаешься на третий этаж и заходишь в свою любимую 311 аудиторию, где было получено столько новых знаний, написано и списано столько лекций, проговорено столько новостей и секретов.

Сердце начинает колотиться в груди от волнения, потому что встречают тебя те же самые преподаватели, что и 25-30 лет назад.

Фото2

Они, действительно, не изменились. Преподаватель – это не профессия, это образ жизни. Их практически не меняет время. Они такие же активные и энергичные, с оптимизмом и блеском в глазах. Они до сих пор помнят тебя по имени. Это восхищает. Ведь это для тебя был первый институт и первое высшее образование, а для них ты был уже сотым или тысячным первокурсником и далеко не последним.

Ты вдруг понимаешь в этот момент, что помнишь всех.

И тех, кто пришел на встречу, и тех, кто не смог прийти, и тех, кого уже нет с нами.

И память начинает творить чудеса.

Ты оказываешься в 311 аудитории 1 сентября 1989 года, когда самый молодой декан в институте - Ануфриев Сергей Иосифович - вручает тебе студенческий билет, и ты становишься студентом-первокурсником, а не абитуриентом.

Ты вспоминаешь стихотворные строки русских классиков, которые когда-то задавала учить наизусть в большом количестве Денисова Светлана Михайловна. И только сейчас понимаешь истинный смысл ее слов: «Все, что вы выучите наизусть в школе и институте, это будет с вами на всю жизнь», когда мы возмущались. Время доказало ее правоту. И на встрече мы все это подтвердили.

Ты помнишь испуг от предупреждения  старших студентов перед экзаменом по античной литературе «Забудь надежду всяк сюда входящий», и выдох облегчения, когда получаешь свою заслуженную «5» у Малышевой Лидии Герасимовны.

Ты видишь те листы с отрывками из текстов современной литературы, который ты должен узнать, чтобы сдать Афанасьевой Анне Семеновне зачет, который сложнее экзамена. И до сих пор помнишь произведения и авторов, о которых тогда услышал впервые (Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей», В.Маканин «Человек свиты» и многое другое).

Ты можешь  продекламировать строки Владимира Маяковского почти также, как читала на лекциях много лет назад  Головчинер Валентина Егоровна. Понимаешь, что театр ты любишь именно с ее подачи. И книга «Эпический театр Евгения Шварца» 1992 года выпуска с автографом автора до сих пор хранится в твоей домашней библиотеке.

Ты помнишь термины по русскому языку, которые когда-то очень долго и сложно учил после лекций Тюриной Русланы Яковлевны.

Ты снова хочешь речитативом произнести отрывки из устного народного творчества, которые читала нам Ковалевская Елена Николаевна. И до сих пор хочешь узнать, почему ее ученики всем классом прочитали Салтыкова-Щедрина.

Ты мысленно выезжаешь в загородные лагеря на неформальные мероприятия по педагогике с Костюковой Татьяной Анатольевной. Восхищаешься ее женственностью. И очень необычно в форме конференции сдаешь ей экзамен по педагогике.

Ты прямо на встрече можешь задать им свои вопросы, которые мучают тебя много лет. Сказать им лично слова благодарности за все, что они для тебя сделали, но осознал ты это только спустя годы. Выразить свое восхищение и признательность, что не сделал когда-то.

Интересуешься про тех преподавателей, кто не смог сегодня прийти на встречу. Вспоминаешь, какие курсы они вели, с первого ли раза ты сдал экзамен, что особенно запомнилось на лекциях и практиках у Болотновой Нины Сергеевны, Бражниковой Анны Илларионовны, Уткиной Галины Ивановны, Кафановой Ольги Бодовны, Шияновой Ирины Алексеевны, Миловановой Татьяны Петровны, Богословской Зои Матиновны, Ковалевой Натальи Борисовны, Середенко Ираиды Ивановны, Гончаровой Маргариты Викторовны и других.

Вспоминаешь лица тех, кого уже нет с нами. Ведь ты так давно не бывал в институте, что даже не знал об этом. С грустью называешь знакомые имена. Мы все помним Мохову Ренату Евгеньевну,  Ельцова Юрия Георгиевича, Уразаеву Татьяну Тимофеевну, Степико Станислава Павловича, Охолину Нину Михеевну, Арьянову Валентину Григорьевну. 

У каждого свои воспоминания о преподавателях. У кого-то приятные и веселые, у некоторых смешные и грустные. Но со временем стирается все плохое в памяти и остается только хорошее. Это люди, которые дали тебе «путевку в жизнь» в широком смысле этой фразы. Это благодаря им ты становишься из «зеленого» первокурсника грамотным образованным специалистом. Это они передают тебе свой опыт, профессиональный и жизненный. И уже твой выбор – воспользоваться этим в жизни или спрятать вместе с дипломом.

Фото3

А как сближали нас с преподавателями неформальные мероприятия! Выездные конференции в загородных лагерях. Песни у костра на даче. Экзамены и зачеты, сданные в нетрадиционных формах. Поездка в колхоз. Пропедевтика (такое новое слово для нас) на старших курсах. Походы в театр. И даже их участие в нашей личной жизни.

Вспоминаешь все это и понимаешь, что и через столько лет мы остаемся теми же студентами в душе.

Встреча была очень трогательной и живой. Проходила в виде «пресс-конференции» международного уровня. Наши выпускники живут и в других странах.

Мы сидели на тех же местах, что и 25 лет назад, но уже за новыми партами. Мы видели у доски за кафедрой своих любимых преподавателей. Перебирали старые фотографии. Вспоминали случаи из студенческой жизни. Ностальгировали на выставке «раритетных студенческих вещей»: тетради с лекциями, подписанные авторами книги, чашечки и ножи из общежития, вырезки из газет тех времен, дипломы, комсомольские билеты, «дефициты», привезенные из поездки в колхоз.

Смеялись над шутками того времени. Признавались в своих студенческих «грехах», которые сейчас кажутся безобидными и забавными: списанные у соседа лекции, профессиональные шпаргалки, пропущенные ради свидания или кафе лекции, студенческая забастовка на первом курсе. Мы даже потихоньку делали замечания присутствующим «студентам», кто особенно много болтал, отвлекая других, как и 25 лет назад.

Сколько хороших и добрых слов в свой адрес мы услышали от преподавателей. Они до сих пор помнят нашу группу. Нас было трудно не запомнить - умные, амбициозные, громкие, принципиальные. Но в то же время нас было очень сложно обучать. Мы задавали много вопросов, бесконечно сомневались в сказанном, требовали повторять все, что не поняли, прямолинейно высказывали свое мнение и позволяли себе прочие выходки молодого поколения по отношению к старшему. Но результаты такого сотрудничества всегда были высокими: пятерки на экзаменах, доклады на конференциях, научные студенческие работы. Нам было очень приятно услышать, что после нас уже не было столько любознательных студентов, готовых впитывать знания и участвовать в новаторских методах преподавания.

Мы не давали расслабиться нашим преподавателям, проверяли их на прочность, но любили. Как же можно было не любить профессионалов своего дела, культурных, интеллигентных, грамотных,  порой очень строгих, но справедливых.

А какие изысканные женщины преподавали русский язык и литературу! Многие были для нас эталоном элегантности и вкуса. Это тоже немаловажно для «женского» факультета.  А сколько надо было иметь выдержки преподавателям-мужчинам…..

Да, с нами было нелегко, но интересно. И мы действительно оправдали надежды наших преподавателей. Пусть в школе сейчас работают не так много выпускников, но профессиональная деятельность многих так или иначе связана с педагогикой. Среди нас есть победитель конкурса «Учитель года - 2004», кандидаты наук, полковник полиции, работники государственных органов, квалифицированный бизнес-тренер, профессионалы своего дела в разных областях. Многодетные мамы и папы.

Фото4

Встреча подходила к концу. Расставаться не хотелось ни нам, ни преподавателям. Но впереди была еще прогулка по городу, в котором многие выпускники не были уже давно, и экскурсия в общежитие, где жили многие иногородние студенты нашей группы. Ведь общежитие - это тоже большая часть студенческой жизни.

Мы прощались с институтом и преподавателями. Договаривались о новых встречах. Обменивались контактами. Было немного грустно. Но студенческая юность незабываема. Это твоя юность, твоя история, целая эпоха в твоей жизни. И целая глава в истории Томского государственного педагогического института/университета, факультета русского языка и литературы/филологического факультета.

Ведь на вопрос анкеты, посвященной 25-летию окончания института «Если бы сейчас был выпускником школы, пошел бы учиться в педагогический институт», 99% ответили «Да!». И никто не сказал, что пожалел хотя бы раз о том, что закончил филологический факультет.

Как сказала однажды Валентина Егоровна Головчинер: «Филологический факультет должна закончить каждая девушка. Хотя бы потому, что она будет воспитывать своих детей» (текст примерный).

Фото

До свидания, родной институт! До свидания, любимые преподаватели!

 До новых встреч!

По поручению 391 группы ФРЯиЛ ТГПИ, выпуск 1994 года

Анисимова Наталья
Антропова Людмила
Пекшева Евгения
Шель Наталья
Вихорева Светла
Власова Татьяна

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER