О ценностях, нравственном выборе и роли учителя в становлении личности подростка: дискуссия о проблематике пьесы Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»
7 декабря состоялось заседание дискуссионного клуба Школы совместной деятельности, в котором приняли участие учащиеся 10-11 классов школы № 49 г. Томска и студенты 342 группы ТГПУ – слушатели дисциплины «Актуальные проблемы преподавания литературы». Модераторами мероприятия выступили руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы школы № 49, преподаватель кафедры русской литературы ТГПУ Марина Ильинична Ломакина, учитель обществознания школы № 49 Наталия Геннадьевна Иваненко. В качестве экспертов были приглашены зав. кафедрой русской литературы, директор «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ Елена Александровна Полева, учитель истории школы № 49 Екатерина Андреевна Русинова.
Участники дискуссии отстаивали своё мнение о финале пьесы, аргументировали своё видение образа учителя и учеников в пьесе, размышляли, актуальны ли проблемы, поднятые драматургом в 1970-е годы, сегодня? Последний вопрос вывел к обсуждению аксиологической проблематики. Одни уверяли, что ценности исторически изменчивы, поэтому никогда не совпадают мнения отцов и детей. С их точки зрения, трагедия учителя Елены Сергеевны, не согласившейся помочь нерадивым ученикам заменить двоечные контрольные на исправленные, – в её отсталости, несоответствии новым ценностям. Однако большинство, анализируя пьесу, пришло к мысли, что в каждую историческую эпоху, в каждом поколении есть носители нравственных и имморальных ценностей, есть альтруисты и эгоисты, есть отстаивающие своё достоинство моральными способами (как Елена Сергеевна) и безнравственные (в пьесе – её ученики) адепты идеи о том, что цель оправдывает любые средства.
Думается, дискуссия была полезна всем участникам для собственного самоопределения.
Ассистент кафедры русской литературы ТГПУ М.И. Ломакина