Информация о конференции в Российской академии образования
16.05.2017 в Москве состоялась III Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция «Подготовка учителя русского языка и литературы в системе высшего профессионального образования», в работе которой приняла участие доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку Анна Владимировна Курьянович. Организаторами конференции выступили Российская академия образования, фонд «Русский мир», Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).
В качестве целей конференции организаторы отметили: выявление актуальных тенденций формирования профессиональной позиции учителей-словесников; определение приоритетов выбора форм и содержания подготовки учителей русского языка и литературы; обоснование необходимости изменений в подготовке кадров для школы будущего.
На повестку дня были вынесены следующие исследовательские вопросы: (1) Какая профессиональная позиция учителя в наибольшей степени соответствует задачам современной образовательной системы? (2) Насколько содержание и формы преподавания в высшей школе соответствуют задачам совершенствования качества педагогического образования в сфере филологии? (3) Какие изменения необходимо внести в систему повышения квалификации учителя-словесника? (4) Как соотносится ФГОС, стандарты высшего образования и профессиональные стандарты педагога в сфере обучения русскому языку и литературе?
В работе конференции приняли участие 220 специалистов в области профессиональной подготовки студентов-филологов из 50 регионов РФ, Армении, Казахстана.
Активно участники обсуждали такие необходимые направления современного обучения студентов-филологов в педагогическом вузе, как расширение практикоориентированного подхода, обоснованное соотношение предметного и методического компонентов, а также логику и содержательное наполнение научно-исследовательской работы студентов, кадровую обеспеченность обучения, специфику формирования профессиональной идентичности будущего учителя русского языка и литературы, поддержания и усиления мотивации к обучению и выбору профессии на всем продолжении обучения, деятельность профессиональных сообществ учителей-словесников и пр.
А.В. Курьянович представила доклад на тему «Взаимодействие школы и педагогического вуза как основа профессиональной подготовки студентов-филологов в условиях реализации компетентностного подхода». В выступлении, в частности, шла речь об организации деятельности сетевых площадок «школа-вуз» как средстве повышения активности студента в освоении профессии в процессе учебной и практической деятельности при тесном социальном партнерстве с потенциальным работодателем, разнообразных формах включенности студентов в сетевое взаимодействие. В качестве примера была освещена деятельность сетевой экспериментальной площадки ТГПУ и МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска, работу которой в рамках реализации программы «Формирование профессиональной культуры педагогов в новых образовательных условиях» курируют кафедра теории языка и методики обучения русскому языку ТГПУ под руководством кандидата педагогических наук Е.Н. Ковалевской и научно-методический совет школы.
Программа конференции была насыщенна, работа плодотворна. В целом, как отметила заместитель министра образования и науки РФ Т.Ю. Синюгина, именно на учителей русского языка и литературы возложена миссия формирования и поддержания культурного кода страны и нации, следовательно, именно процессу профессиональной подготовки студентов-филологов в педагогическом вузе необходимо уделять самое пристальное внимание.
Подробнее о работе конференции и ее результатах см.: http://rusacademedu.ru/news/iii-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-pedagogicheskaya-konferenciya-podgotovka-uchitelya-russkogo-yazyka-i-literatury-v-vysshem-obrazovanii/ .