Петров Аркадий Владимирович
Должность: доцент
Ученая степень: кандидат филологических наук
Ученое звание: доцент
Преподаваемые дисциплины в 2024-2025 уч.г.:
Методика обучения творческому письму
Организация внеурочной деятельности по литературе
История русской литературы 1840 – 1860-х годов
История зарубежной литературы (1800 – 1830-е годы)
Учебная практика (текстологическая практика), руководитель по ПракПодг (организационно-метод. и учебно-метод. обеспечение)
Производственная педагогическая практика (летняя), руководитель по ПракПодг Профиль 2 (учебно-метод. обеспечение)
Образование
1995 год — квалификация филолог, преподаватель русского языка и литературы по специальности русский язык и литература (филологический факультет ТГУ)
Общий стаж работы / Стаж работы по специальности: 25/18
Достижения, награды: медаль «За заслуги перед ТГУ» (2007), Почётная грамота Министерства образования РФ (2012)
Научные интересы: философия образования, образовательные технологии, методика преподавания литературы, история русской литературы
Повышение квалификации (или) профессиональная переподготовка
Удостоверение повышения квалификации № 702408202247 от 02.11.2018 «Проектирование и реализация образовательной деятельности в области исторических дисциплин при переходе на ФГОС ВО 3++», 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ.
Удостоверение повышения квалификации № 702408053303 от 09.04.2019 «Возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды ВУЗа», 108 часов ФГБОУ ВО ТГПУ.
Удостоверение повышения квалификации № 702408053654 от 14.05.2019 «Обучение оказанию первой помощи», 16 часов ФГБОУ ВО ТГПУ.
Гранты
Исполнитель: грант Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов». Наименование гранта: «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся территориально распределенной сетевой старшей школы», Министерство образования, 2016 год
Государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации по теме: ««Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права», исполнитель, 2024 год
Научные работы
Монографии
Петров А.В. Проблематизация в гуманитарном исследовании // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: Коллективная монография. Томск: Издательство Томского университета, 2002. С. 271—282.
Петров А.В. Сочинение-размышление как область гуманитарного исследования // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: Коллективная монография. Томск: Издательство Томского университета, 2002. С. 179—191.
Петров А.В. Модель текстопорождения в феноменальной ситуации: «быть и не быть» // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций: Коллективная монография. Томск: Томский государственный университет, 2005. С. 416—437.
Петров А.В. Подготовка кадров для общего и инновационного образования на филологическом факультете ТГУ (глава в коллективной монографии) // Классический университет — инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования). — Томск: Томский государственный университет, 2008. — С. 99—108.
Петров А.В. Образовательная инновация как текстопорождение // Переход к открытому образовательному пространству. — Томск: Издательство Томского государственного ун-та, 2009. С. 167—188.
Статьи
Петров А.В. Философия Откровения в сюжете сборника стихотворений Евгения Баратынского 1827 года // Гуманитарные науки в Сибири. № 4. 2000. С. 13—18.
Петров А.В. Письма К.Н. Батюшкова 1807—1811 годов и становление «маленькой философии» // Батюшков. Исследования и материалы. Сборник научных трудов. Череповец: Изд-во ЧГУ — 2002. С. 85—98.
Петров А.В. Культура текстопорождения в совместной деятельности: основания для разработки образовательной программы // Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе. Томск: Дельтаплан, 2002. Кн. 5. С. 138—145.
Петров А.В. Гоголь и Гоббс (К вопросу об актуальности сопоставления «Левиафана» и «Мертвых душ») // Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы II Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию Томского государственного педагогического университета (1—3 ноября 2002 г.) Ч. 1. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2003. С. 56—61.
Петров А.В. Парадокс как фронтирная формула сближения литературы и философии // Философия и филология в современном культурном пространстве: проблемы междисциплинарного синтеза. Рабочие материалы Всероссийской научной конференции. Томск: Издательство Томского университета, 2003. С. 29—30.
Петров А.В. Обучение сочинению-рассуждению: проблемы классического подхода и перспективы теории управляющего текста (статья) // Модернизация образования и повышение квалификации. Материалы международной научно-практической конференции. Т. 2. Томск: ТОИПКРО, 2003. С. 121—124.
Петров А.В. Феномен элегической центрации в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Гоголевский сборник. СПб-Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 136—146.
Петров А.В. Сюжет преобразования идиллии в творчестве раннего Гоголя // Феномен русской классики: Сб. статей. Томск: Издательство Томского университета, 2004. С. 171—181.
Петров А.В. Русская классика в современном социокультурном пространстве // Русская литература в современном пространстве: Материалы III Международной конференции (4—5 ноября 2004). В 3 ч. Ч. 1. Томск, Изд-во ТГПУ, 2005. С. 9—17.
Петров А.В. Время как пространство: моделирование опыта в романе Курта Воннегута «Бойня номер пять» // Американские исследования в Сибири. Материалы Всероссийской научной конференции выпускников Программы Фулбрайта «Американские идеи в гуманитарных исследованиях ученых Сибири». Вып. 8. Томск, Изд-во ТГУ, 2005. С. 176—184.
Петров А.В. Содержательность эпистолярного времени в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина // Карамзин и время: Сб. статей. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 59—69.
Петров А.В. Проект «Изменение содержания филологического образования на основе социального партнерства» (программа) // Образовательный вестник. № 46. Проекты и программы развития системы общего образования Томской области: 2007—2008 гг. Томск: ОГУ РЦРО, 2007. С. 63—65.
Петров А.В. Видимое и слышимое: характер и значение поэтических модуляций в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (статья) // Н.В. Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции): сб. ст. / ред. Н.В. Хомук. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. Вып. 1. С. 175—187.
Петров А.В. Обучение текстопорождению с точки зрения междисциплинарного подхода // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3. С. 167—170.
Петров А.В. Закрытая дидактика литературного образования: постановка проблемы // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 4. С. 137—144.
Петров А.В. Знание о знании как фактор когнитивного менеджмента // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2013. № 2 (22) С. 84—88.
Петров А.В. Размышления событийного технолога // Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения, событие себя. — Москва: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2016. С. 54—57.
Петров А.В. Как он дышит, так и пишет, или генезис субъекта в буквах // Кубики субъектности. Построй свою модель. М.: Издательский дом «НООГЕН», 2020. — С. 178—189.
Учебные, учебно-методические пособия
Петров А.В. Модели абсурда в зарубежной литературе 30—60-х годов ХХ века. Учебно-методическое пособие. —Томск: ТОИПКРО, 2004.
Петров А.В. Информационные технологии в издательском деле. Часть первая. Набор текста: Учебное пособие. — Томск: Издательство Томского ун-та, 2013.
Петров А.В. Основания и принципы методики обучения творческому письму // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (198). С. 128—135.