Знать нельзя зубрить. Где поставишь запятую?
Открыв разговор о предметных направлениях Конкурса, погрузимся в каждое из них более детально, почитаем экспертов, проанализируем разные мнения И начнем с математики.
Знать нельзя зубрить. Где поставишь запятую?
Как показать ребенку, что математика – это интересно и просто? Как исключить зубрежку и бессмысленное механическое заучивание формул и таблиц? Решить эти вопросы поможет уникальная методика, которую представил профессор Милан Гейны из Карлова университета (Прага, Чехия).
Ученый считает, что математика – один из самых интересных и увлекательных школьных предметов, если знать, как его преподавать: не пугать воспитанников плохими отметками, не требовать глупого заучивания, а давать им возможность работать головой.
Методика чешского профессора заключается в том, чтобы вводить ребенка в новые пространства, где он приобретает особый опыт. Например, ученик получает деревянные палочки и из них складывает фигуры по заданию учителя. Допустим, квадрат. Из трех палочек он не выходит, из четырех – уже да. А когда в четвертом классе мы просим ребенка высчитать периметр квадрата, ему не надо вспоминать формулу расчета: он вспоминает четыре палочки и говорит: «Это же эти четыре стороны!» Без подсказок, основываясь лишь на своем опыте, ребенок ищет и находит решение задачи в своей голове
Профессор Гейны уверен, что ребенок знает лишь то, с чем столкнулся на практике. Поэтому главное в этой методике – не учебный материал, а методы обучения, основанные на двух принципах. Основной – это вера в ребенка. Учитель должен верить в то, что его дети очень умные, потому что так и есть. Во-вторых, это принцип активности ребенка. Учитель вступает в процесс обучения минимально: он дает задание, дети его решают и обсуждают. Педагог лишь организует их дискуссию. Слабым ученикам даются задания полегче, сильным – потруднее, чтобы каждый работал в своем ритме, но на протяжении всего урока.
В методике профессора особое место занимает творческая деятельность. Современному миру нужны люди, способные анализировать ситуацию, открывать новое, выдвигать новые гипотезы и проверять их, общаться. А творчество способствует развитию этих гибких навыков.