Профессор ТГПУ принял участие в работе Межвузовского семинара «Планирование тематики научных исследований в сфере детства»
Российская академия образования (РАО) совместно с Новосибирским государственным педагогическим университетом и научным центром РАО на базе НГПУ провела 26-27 ноября 2024 г. Межвузовский семинар «Планирование тематики научных исследований в сфере детства».
В семинаре приняла участие академик РАО, доктор философских наук, профессор, ученый секретарь Президиума РАО Светлана Вениаминовна Иванова. В своем установочном докладе она отметила, что уже прошло 7 лет из так называемого десятилетия Детства, в рамках которого проведено много диссертационных исследований по педагогике, Грантовых исследований, а также исследований, которые выполняли вузы по Госзаданиям Министерства Просвещения РФ. Сейчас очень важно сделать аналитическое обобщение и наметить перспективы дальнейших психолого-педагогических исследований исходя из актуальной для современного этапа повестки.
В семинаре приняли участие представители педагогических вузов Сибири (Новосибирск, Красноярск, Омск, Барнаул, Иркутск, Кемерово) и вузов центрального региона (Саратов, Вятка и др.) Были озвучены такие направления исследований как цифровая гигиена, профессиональное самоопределение, инклюзия, поликультурное образование, психологическая безопасность и др.
Томский государственный педагогический университет представляла Поздеева С.И., д.п.н., проф., завкафедрой ПиМНО Института детства и артпедагогики. Она обратила внимание на уже сложившиеся концепты изучения Детства: благополучие; автономность и самостоятельность, образовательная среда, родительские компетенции. Современные исследования детства характеризуются междисциплинарностью; системным характером изучения новых практик, а не отдельных приемов; вниманием к разным методам исследования (количественным и качественным). Важным является трансфер содержания и результатов исследования в педагогическое образование: чтение уникальных курсов, в основе которых авторские исследования, например «Технология «Мягкая среда» (Е.Д. Файзуллаева), «Метаметодика» (С.И. Поздеева); разработка новых модулей по сопровождению Детства. Интересные результаты были получены в рамках Госзадания «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» (руководитель: Дроздецкая И. А, директор Института ДиА), которые тоже можно использовать в подготовке воспитателя ДОУ и учителя начальных классов.
Ключевой вывод, который был сделан на семинаре – необходима консолидация всех ресурсов и открытое обсуждение исследований по проблематике Детства.