Итоги конференции по формированию компетентностного родительства в современном дошкольном и начальном образовании
8 декабря в Институте детства и артпедагогики состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Формирование компетентностного родительства в современном дошкольном и начальном образовании: взаимодействие образовательного учреждения и семьи».
Главная цель конференции - обменяться опытом по формированию компетентностного родительства на этапе предшкольного и начального образования; обсудить формы и методы вовлечения широкого круга родительского сообщества в воспитательную работу образовательных организаций; выявить эффективные механизмы сотрудничества детского сада, школы и семьи в направлении родительского просвещения и содействия семейному воспитанию.
Дроздецкая Ирина Алксандровна, директор Института детства и артпедагогики открыла конференцию и обозначила многие актуальные вопросы, касающиеся социально-педагогических и психологических проблем формирования родительской компетентности; формирования родительской компетентности в условиях полисубъектного взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов), которые необходимо обсудить на коммуникационных площадках.
Спикерами выступили Гусев Алексей Владимирович, к.ист.н., ответственный секретарь Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», который в приветственном слове отметил, что организаторы и участники коснулись актуальной темы формирования компетентностного родительства. "Сегодня современный родитель с интерсом, с сфомулированным запросом, реагирующий на систему образования. И это все в пользу для развития конструктивного диалога со школой. С родителями необходимо искать интересные фомы работы, методы взаимодействия".
Лоскутова Лариса Анатольевна, Уполномоченный по правам ребенка в Томской области, в своем приветствии обозначила, что "тема повышения родительских компетенций, формирования осознанного родительства в интересах детей очень близка мне, как детскому правозащитнику. Основная роль в воспитании ребенка отводится родителям, а затем уже образовательным организациям и обществу в целом. Всегда больший результат дает объединение различных ресурсов. Педагоги в этом вопросе, как никто, обладают необходимым знаниями: психолого-возрастных особенностей детей, педагогических подходов при наличии разной степени отклоняющегося поведения детей, системы защиты прав детей. Поэтому роль образовательных организаций при формировании компетентностного родительства велика. И чем раньше начнется сотрудничество педагога и родителя в интересах ребенка, тем лучше будет результат".
Чолокоглы Алина Олеговна, директор МАОУ лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска, в своем докладе "Параллельные прямые не пересекаются?", на примере из личного опыта директора, продемонстрировала как выстроено взаимодействие с родителями, как они включаются во многие вопросы и процессы школьного уклада и жизни.
Гуренкова Елена Алексеевна, учитель информатики МАОУ лицей № 51 г. Томска рассказала об организации участия младших школьников в конкурсах и научно-практических конференциях как условие продуктивного взаимодействия родителей и педагогов.
После пленарного заседания участники распределились по секциям:
"На секции «Формирование родительской компетентности в условиях полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса (родителей и педагогов)» было заслушано более двадцати докладов, представленных участниками различных категорий и статусов из пяти регионов России и Монголии. Так спикерами – педагогами высших учебных заведений, учителями начальной школы, воспитателями дошкольных учреждений и даже родителями, обсуждались практико-ориентированные вопросы, касающиеся проблем вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте полисубъектного взаимодействия его участников. Особый интерес вызвали темы докладов, посвящённых традиционным ценностям семьи (через взаимодействие ОО и семьи); повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей; общению в контексте полисубъектного взаимодействия как траектории воспитания детей нового поколения; культурно-образовательному подходу к формированию родительской компетентности" - отмечает модератор секции Вахитова Галия Хамитовна.
Педагоги из г. Томска и Северска поделились интересным опытом развития родительской компетентности в рамках секции «Социально-педагогические и психологические проблемы формирования родительской компетентности»: как использовать ресурсы цифровой образовательной среды; какие средства применять для повышения экологической компетенции родителей, какие формы и методы просветительской работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников наиболее эффективны? Многие выступления были посвящены функционированию родительского клуба в ДОО. Коллеги из г. Северска представили свои педагогические наработки в организации взаимодействия с родителями детей с ОВЗ: на базе интерактивного-психолого-логопедического центра «Говоруша» (МБДОУ «Детский сад № 25»), родительской академии «Логознайки» (МБДОУ «Детский сад № 27»).
"Выступления участников - это синтез педагогической практики и научно-исследовательского подхода к проблеме развития родительской компетентности. Так коллегами из ТГУ (Центр оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии НИ ТГУ) были определены ресурсы и ограничения конструктивного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном образовании. Безусловно, организация таких площадок, на которых практикующие педагоги могут представить опыт формирования компетентностного родительства в современном дошкольном образовании, обозначить проблемы, обсудить возможные пути их решения, является очень значимой. Принимая во внимание первостепенную роль родителей в воспитании и развитии дошкольников, необходимость конструктивного взаимодействия с ними очевидна. И педагоги ДОО это хорошо понимают" - говорит модератор Яркина Татьяна Николаевна.
"В рамках секции «Семейные ценности и социальное образование родителей в современном обществе» был представлен опыт организации социального образования родителей с целью формирования духовно-нравственных ориентиров детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Докладчики отметили актуальность и эффективность использования в работе с родителями для формирования семейных ценностей групповых форм взаимодействия (кейс-технология, мультипликация, семинары по медиаграмостности, школьный спортивный клуб и др.) и индивидуальных форм взаимодействия (в условиях консультативного центра для детей раннего возраста, коррекционной работы учителя-логопеда и др.). Принимая участие в обозначенных формах работы между родителями и воспитанниками, обучающимися формируются доверительные отношения, главными ценностями которых выступает честность, доброта, взаимная поддержка" - отмечает модератор секции Шварева Ольга Васильевна.