Институт детства ТГПУ в Международном научно-образовательном форуме «Педагогика XXI века: вызовы и решения»
21 апреля на базе Института детства в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI: вызовы и решения» состоялась работа нескольких площадок в очно-дистанционном (онлайн) формате:
В рамках секции «Проблематика педагогических исследований в сфере культуры и искусства», спикеры в своих выступлениях затронули самые разные проблемы и аспекты, связанные с осмыслением современных тенденций, связанных с дистанционным образованием, а именно понятийный анализ и социальный контекст, а также его возможности в педагогике творческих дисциплин.
«Большой интерес вызвало освещение проблем современной кинопедагогики, переживающей процесс активного развития и внедрения. В частности, обсуждался воспитательный и образовательный потенциал использования возможностей кинематографа. В области художественного образования была поставлена проблема разработки комплексного подхода в оценке достижений обучающихся художественных школ. Разносторонняя тематика секции позволила задействовать метапредметные связи и расширить представления магистрантов о педагогике самых разных сфер, связанных с искусством» – говорит Наталья Ивановна Романова.
В рамках подсекции «Современные практики организации работы с детьми дошкольного возраста» студенты-бакалавры в рамках своих выпускных квалификационных работ представили интересные тематики докладов, связанные с экологическим воспитанием детей дошкольного возраста, описанием методов и приемов речевого развития, возможностей проектной деятельности, влиянием подвижных игр, сюжетно-ролевой игры на социализацию; обсудили вопросы художественно-эстетического развития, условия воспитания и формирования навыков ЗОЖ, условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе.
В рамках подсекции «Технологии развития детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» магистры поделились своими наработками в вопросах диагностики социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста; индивидуализации образовательного процесса детей дошкольного возраста; организации предметно-пространственной среды как педагогического условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в концепции эмоционального образования.
Презентовали формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: офлайн-квест, технологии ТИКО – моделирования, приемы декоративно-прикладного искусства, художественной литературы, исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста; способы достижения гармоничных отношений родителей и детей дошкольного возраста, сотрудничества детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, повышения уровня педагогической грамотности родителей как эффективного инструмента социализации и коммуникативного развития дошкольника.
В рамках дискуссионной площадки «Взаимодействие педагогов при реализации технологии «Мягкая среда»» под руководством к.психол.н., доцента кафедры дошкольного образования Файзуллаевой Елены Дмитриевны приняли участие коллеги из Томска, Новосибирска, Москвы. Работа подсекции была выстроена в конструктивном формате оптимизации информации и времени:
- в программе подсекции были размещены активные ссылки на видеодоклады участников подсекции, с которыми можно ознакомиться в любое удобное время и проработать необходимую информацию, спокойно обсудить с коллегами концептуальные и практические материалы коллег;
- в формате дискуссионной площадки участники тезисно проанансировали свой опыт, ссылаясь на более развернутые видеодоклады, что позволило представить целостную картину опыта практической реализации элементов технологии «Мягкая среда»;
- в формате практической совместной медитации, которую провела Файзуллаева Е.Д., был создан совместный образ взаимодействия, который наполнялся содержательными ассоциациями;
- обсуждение важных вопросов (Как я понимаю, что взаимодействую? Как я понимаю, что со мной взаимодействуют? Какой групповой эффект, результаты взаимодействия могут быть?) позволили педагогам осмыслить собственное понимание взаимодействия и образовать обобщённое понимание этого феномена;
- практические игровые упражнения с пособиями ТАФИ на «проживание» и включение в актуальный опыт позволили педагогам через деятельность закрепить данное коллективное представление о взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Программа мероприятия и ссылки на видеодоклады
«Организационно и содержательно работа по данному направлению прошла качественно. Синергия проявилась и на этапе подготовки и в процессе «живого» творческого диалога. Итогом работы подсекции явилась программа с актуальными ссылками, как возможность изучить материалы докладов и проанализировать опыт коллег в удобном формате и времени; определение совместного представления о взаимодействии и получение опыта данного взаимодействия через его моделирование на площадке конференции» – отмечает Елена Дмитриевна Файзуллаева.
В рамках работы дискуссионной площадки «Инновационные педагогические практики в образовании» на базе МАДОУ № 13 г. Томска педагоги-практики представили инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами; продемонстрировали интересные приемы и технологии работы: интеллект-карты, приемы сенсорной интеграции при организации адаптации к детскому саду, приемы организации предметно-развивающей среды, технологии психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном дошкольном образовании. Презентовали опыт наставничества в ДОО и программы дополнительных образовательных услуг в современной дошкольной организации.