Методический семинар по формированию Концепции Института детства
11 марта в Институте детства в очно-дистанционном формате состоялся методический семинар по формированию Концепции института.
В качестве основного вопроса научно-педагогическое сообщество Института обсуждало новую парадигму восприятия детства как самоценного периода жизни. Также затронули вопросы необходимости изучения проблем детства с точки зрения всестороннего (трансдисциплинарного) подхода.
Открыла заседание Дроздецкая И.А., и.о. директора, которая обозначила основные ставки развития ТГПУ и проекты в рамках Стратегии развития ТГПУ-2030 и Комплексной программы развития ТГПУ 2021-2025, принятой в феврале 2021 года.
Сегодня «детство может выступать как социальный конструкт, а дети – как соучастники социального процесса, имеющие свои собственные взгляды на мир…; понимание ребенка как социального субъекта; множественность детства в понимании его как ценности, как процесса, как пространства жизни, как культуры, как обобщенного объекта…» - отметила Дроздецка И.А.
С сообщением выступила Вахитова Г.Х., доцент кафедры педагогики и методики начального образования, которая обозначила, что «Самоценность периода детства определяется интересом к ребенку со стороны другого ребенка, педагога и родителя. Данное основание находит отражение в полисубъектной концепции, подразумевающей включение всех субъектов взаимодействия в организацию и процесс протекания детства…».
Романова Н.И., зав.кафедрой музыкального и художественного образования поделилась взглядами на философию ребенка в свете гуманной педагогики, которая видит ребенка как уникальное существо; взрослый должен бережно обращаться с этой уникальностью.
Особую роль Поздеева С.И., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования, уделила важности профессиональной подготовки будущих педагогов с позиции развития их профессионального интереса и внимательного отношения к ребенку и готовности прийти на помощь в нужную минуту.
«Существуют различные подходы к пониманию детства, в одном из таких детство рассматривается как подготовка ребенка к взрослой жизни. Другой подход говорит о необходимости взгляда на детство как самоценного периода жизни, в котором ребенку необходимо все освоить. Наша задача – создать благополучное детство, «обогащать детство разными видами активности», будущему педагогу на примере показать, какие инструменты можно и нужно использовать в работе с ребенком» - обозначила С.И. Поздеева.
Курышева М.В., доцент кафедры педагогики и методики начального образования проанализировала и представила концепцию детства, связанную с «детоцентризмом», в которой ребенок выступает наиболее значимым объектом внимания. Необходимо не допустить искажение статуса ребенка, роли детства в преемственности культуры.
Фетисова Н.В., доцент кафедры педагогики и методики начального образования отмечает, что в организации «профессиональных проб» при подготовке будущих педагогов к работе с детьми необходимо особое внимание уделять методу наблюдения за ними.
В завершении участники обозначили потребность в систематической организации подобных семинаров с приглашением заинтересованных специалистов из различных научных областей и практик для обмена опытом в расширении горизонтов понимания современного детства.