Открытые лекции в рамках "Марафона науки ТГПУ" для студентов Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова (г. Усть-Каменогорск)
19 февраля 2021 года состоялась открытая лекция доктора педагогических наук, профессора кафедры ПиМНО Института детства ТГПУ Поздеевой Светланы Ивановны для студентов Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова (г. Усть-Каменогорск) специальностей «Педагогика и методика начального обучения» и «Дошкольное обучение и воспитание» по проблеме организации занятия по обучению грамоте на основе системно-деятельностного и коммуникативного подходов, составляющих основополагающие идеи современных программ дошкольного и начального образования. Тема лекции: Особенности организации современного урока/занятия обучения грамоте. На лекции были раскрыты три основных тезиса: урок обучения грамоте отражает специфику определенного этапа обучения и направлен на формирование базовых предметных действий; на этом уроке формируется базовая позиция ученика через репродуктивную, конструктивную и исследовательскую активность; урок обучения грамоте – это урок организации коллективного учебного диалога, на котором происходит совершенствование речевой деятельности.
В процессе лекции студенты познакомились с приемами реализации идей системно-деятельностного подхода в различных его трактовках: Д.Б. Эльконина, Л. Занкова, В.В. Репкина, В.Г. Горецкого, Н.Г. Агарковой и др. Было отмечено, что, независимо от того, какой концепции придерживаются авторы современных букварей, система обучения грамоте детей, обучающихся русскому языку, имеет единую психофизиологическую и лингвистическую основу и следует принципам звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.
На этапе рефлексии студенты отметили, что открыли для себя различные подходы в реализации теории деятельности на уроках/занятия с детьми 6 – 7 лет, расширил представления о различных системах обучения грамоте, реализованных в УМК (Букварях) и возможности их выбора в школах России в отличие от казахстанской системы образования, а также высказали желание о дальнейшем сотрудничестве в формате совместных интерактивных занятий.