Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Программа государственного экзамена по направлению "Педагогика", магистерская программа "Начальное образование", 2012 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ТГПУ)
 
 
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Ученого Совета
№ ___ "___" __________ 2011г.
 
Председатель Ученого Совета,
Ректор ТГПУ _____________ В.В. Обухов
 
 
ПРОГРАММА
государственного экзамена
"Теория, история и методика начального образования"
 
Специальность 050708 "Педагогика"
Магистерская программа "Начальное образование"
Квалификация: магистр педагогики
 
 
Томск 2011
 
Пояснительная записка
Программа государственного экзамена "Теория, история и методика начального образования" по направлению 050700.68 Педагогика в рамках реализации магистерской программы "Начальное образование" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по указанному направлению, разработанному УМО по направлениям педагогического образования и утвержденному Министерством образования и науки РФ 31.01.2005 г. (номер государственной регистрации № 729 пед/маг).
Государственный экзамен магистра предназначен для определения уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессионально-педагогических образовательных задач, установленных ГОС ВПО, а также к продолжению образования в аспирантуре по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.
Программа и порядок проведения государственного экзамена определяются "Положением об итоговой государственной аттестации выпускников". Настоящая программа включает перечень вопросов дисциплин направления: "Современные проблемы науки и образования", "Сравнительное образование"; специальных дисциплин: "Теория и методика начального языкового и литературного образования", "Математическое образование в начальной школе", "Предшкольное образование детей". "Виды внеучебной деятельности в начальной школе".
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.
 
Требования к профессиональной подготовке магистра по направлению 050700.68 Педагогика, магистерская программа: Начальное образование
 
Магистр подготовлен к педагогической и научно-исследовательской деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области начального общего образования, в том числе с учетом требований нового ФГОС начального общего образования. Выпускники подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: педагогической, научно-исследовательской, методической. социально-педагогической, управленческой.
В педагогической деятельности:
- умеет разрабатывать содержание и формы организации образовательной деятельности младших школьников и реализовывать их в урочном и во внеурочном пространстве;
- готов использовать современные образовательные технологии (проектная, исследовательская деятельность, дискуссия, групповая работа, РКМЧП, ИКТ) с учетом закономерностей и особенностей возрастного развития старшего дошкольника и младшего школьника;
- готов реализовывать собственную педагогическую деятельность в направлении достижения новых групп образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных;
- способен организовывать разные направления и виды внеурочной деятельности (познавательное, проектное, творческое, досуговое, спортивно-оздоровительное, краеведческое и др.), а также учебно-игровую деятельность в предшкольном классе.
В научно-исследовательской деятельности:
- способен ориентироваться в проблемном поле современных педагогических исследований, отражающих проблематику образовательной практики начальной школы;
- готов к проведению самостоятельного исследования в сфере педагогики начального образования, в том числе к применению современных методов психолого-педагогического исследования;
- способен разрабатывать и реализовывать исследовательские проекты и программы, инновационные образовательные программы начального общего образования, участвовать в опытно-экспериментальной работе.
В методической деятельности:
- готов разрабатывать учебно-предметное содержание с учетом специфики образовательных областей "Филология", "Математика", "Окружающий мир";
- владеет современными концепциями языкового, литературного и естественнонаучного образования младших школьников;
- готов организовывать и участвовать в методической работе школьного уровня, выстраивать методическое сопровождение педагогов.
В социально-педагогической деятельности:
- организует взаимодействие с разными участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами, представителями общественности);
- способен организовывать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, их родителями, а также со специалистами (социальным педагогом, дефектологом, психологом, логопедом);
  • умеет использовать возможности образовательной и социальной среды (школьной и внешкольной) для решения социокультурных задач
Перечень вопросов к государственному экзамену по
теории, истории и методике начального образования
 
1. Общая характеристика науки как деятельности. Основные понятия научного познания. Познание как механизм научной деятельности. Структура научной деятельности.
2. Тенденции развития современной науки. Гуманизация и гуманитаризация научного знания. Интеграция научных знаний. Приоритеты развития фундаментальной науки. Стратегические аспекты развития прикладной науки. Развитие науки на современном этапе.
3. Научные проблемы как основа разграничения научных дисциплин. Проблема как фактор развития науки. Актуальные проблемы естественных наук. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Современная проблематика педагогических наук.
4. Образование как общественное явление. Образование как система: социальный масштаб рассмотрения (образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации); ступень образования (дошкольное, школьное и т.д)., профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.), профессиональное, дополнительное; образование как управляемая система.
5. Характеристика современных проблем педагогической науки. Факторы и условия развития педагогической науки. Источники исследовательского поиска в педагогической науке. Педагогические исследования как ресурс развития современного образования. Понятие инновационного образования.
6.Сравнительное образование как учебная дисциплина: предмет, задачи, методы. Этапы развития сравнительного образования. Методология и методы сравнительного педагогического исследования. Вклад отечественных педагогов в развитие сравнительного образования.
7.Начальная и средняя школа за рубежом. Реформы общеобразовательной школы 70-90-е годы 20 века (на примере школ Великобритании, США и Германии). Национальные системы школьного образования. Академическая школа в системе непрерывного образования. Системы оценки знаний обучающихся в начальной и средней школах.
8. Современное состояние и тенденции развития высшей школы стран Запада (общая и сравнительная характеристика). Многоуровневая система подготовки педагогических кадров. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы (конец ХХ - начало ХХI в.). Педагогическая практика как составная часть подготовки будущего учителя.
9.Внеурочная деятельность младших школьников как составная часть образовательного процесса (общая характеристика, понятие, виды). Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности. Использование методического конструктора при планировании различных видов внеурочной деятельности.
  1. Особенности различных форм организации внеурочной деятельности младших школьников. Специфика организации познавательной деятельности, проблемно-ценностного общения младших школьников, игры, форм развития художественного творчества младших школьников. Организация трудовой деятельности в начальной школе. Возможности спортивно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности в укреплении физического и духовно-нравственного становления младших школьников.
11.Программы внеурочной деятельности младших школьников (общая характеристика и специфические особенности их конструирования). Типы образовательных программ. Общие правила их разработки. Диагностика эффективности и образовательных результатов внеурочной деятельности в начальной школе.
12.Актуальные проблемы и перспективы развития предшкольного образования. Анализ проблем современного предшкольного образования организационного, содержательного, методического характера. Современные программы предшколы (общая характеристика).
13.Программное обеспечение предшкольного образования. Принципы разработки и реализации вариативных моделей предшкольного образования. Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программе воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Программы, обеспечивающие преемственность дошкольной и начальной ступеней образования: "Детский сад- школа 2100", "Золотой ключик", "Из детства в отрочество", "Шаг за шагом", "Сообщество", и др. Комплексные программы "Предшкольная пора", "Дошкольная группа", "Преемственность" и др. и примерная образовательная программа дошкольного воспитания.
14.Изменение содержания языкового и литературного образования в новом ФГОС начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения.
15.Понятие читательской деятельности в новом ФГОС начального общего образования. Читательская компетентность. Смысловое чтение как УУД (виды чтения). Алгоритмы изучающего чтения.
16.Понятие "образовательные технологии". Коллективный учебный диалог на уроках русского языка: анализирующее наблюдение, проблематизация, дискуссия. Виды учебной дискуссии (фронтальная- групповая, устная — письменная)
17.Методика, методическая деятельность, методическая подготовка. Методическая деятельность как исследовательская деятельность. Компоненты и этапы методического исследования (на примере научной статьи, автореферата). Методы исследования (теоретические, эмпирические).
18.Изменения в подготовке современного учителя. Методическая подготовка учителя. Развитие методики и содержания методической подготовки. Способы методической подготовки (поведенческо-ориентированный, деятельностно-ориентированный, исследовательски-ориентированный). Схема подготовки, проведения и анализа практического занятия по методике в вузе.
19.Вербальный имидж педагога: понятие, условия формирования позитивного вербального имиджа педагога. Коммуникативная компетентность, её состав, способы формирования. Взаимосвязь коммуникативной компетентности с другими компонентами профессиональной деятельности учителя начальных классов.
  1. Историческое комментирование как метод лингвистического анализа и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Использование метода исторического комментирования в формировании орфографических умений младших школьников при объяснении правописания слов и словоформ на уроках русского языка в начальной школе.
21..Становление естественных наук. Комплекс естественных наук. История развития естественнонаучного образования в общей и начальной школе. Содержание естественнонаучного образования в современной начальной школе с учетом требований нового ФГОС.
22. Становление гуманитарных наук. Комплекс наук о культуре и обществе наук. История развития обществоведческого образования в школе. Содержание обществоведческого образования в современной начальной школе.
23. Цели изучения дисциплины "Окружающий мир" в ситуации внедрения новых ФГОС. Формирование целостной картины мира у детей в начальной школе. Подходы к формированию целостной картины мира в начальной школе. Проблемы учебной дисциплины "Окружающий мир" в настоящее время.
24. Инновационные подходы, методы и приемы работы при раскрытии естественнонаучного, обществоведческого и исторического содержания в начальной школе.
25.Теоретические основания инноваций в системе начального математического образования, связанных с внедрением нового ФГОС (достижения зуновского, компетентностного подходов; проблемно-ориентированного, личностно ориентированного развивающего математического образования; контекстного и системно-деятельностного подходов). Основные концепции современного начального математического образования.
26.Виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные). Содержание логических универсальных действий; необходимость и способы их формирования в процессе математического образования учащихся начальной школы. Взаимосвязь логических УУД с предметными результатами в обучении математике.
27.Проектирование универсальных учебных действий в процессе обучения решению задач младших школьников. Содержание компонентов и критерии оценивания общего приёма решения задач (анализ текста задач; перевод текста на язык математики; установление отношений между данными и вопросом; составление и осуществление плана решения; проверка и анализ решения задачи).
28.Значение тестирования в процессе обучения математике. Классификации тестов. Экспертиза тестовых заданий (простой вариант экспертизы; надёжность и валидность теста; вычисление коэффициента трудности; определение дискриминативности как дифференцирующей способности теста).
 
Педагогические ситуации
Ситуация1. Вы – учитель……класса. К Вам пришли родители одного из учеников, которые недовольны выставленной за четверть отметкой по предмету……………Они считают эту оценку несправедливой, обвиняют Вас в ………………………………………………………………………………………
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.
 
Ситуация 2. Родители ученицы…………класса обратились к учителю с просьбой о помощи: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу, так как………………………………………………………………………………
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.
 
Ситуация3. К учительнице пришла возмущенная мама. Ее дочь, ученица…………класса, стала использовать нецензурные выражения, услышанные в школе от…………………………………………………Мама требует………………………………………………………………………………
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.
 
Ситуация4.В….…класс приходит новенький – круглый отличник. На первой же контрольной по математике он получает "тройку". Его мама, придя в школу, объясняет, что в предыдущей школе……………………………………….............................................................
и просит………………………………………………………………....................
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.
 
Ситуация5. В ……классе появился неуспевающий ребенок, у которого……………………. родители. Они просят относиться к их чаду………………………………………..
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.
 
Ситуация6 .В……. классе есть ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает по многим предметам. Решается вопрос о том, чтобы…………………………………………………Родители просят этого не делать, потому что………………………………………………………………..
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.

 
Ситуация7. Во время урока в класс заглянула мама одного из учеников, которую учитель вызвал в связи с ………………………………………………..Учитель просит ее подождать до конца урока, но мама отказывается, ссылаясь на…………………………………………………………………………..
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.
 
Ситуация8. Вы – учитель ………….класса, ведете урок (укажите предмет)…………… На дереве за окном появились (кто?)…………………..Дети начали отвлекаться.
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Как Вы отреагируете в данной ситуации? Обоснуйте Ваше решение.
Ситуация 9. В начале изучения темы (указать)……………………….. на предмете (указать)……………………… в ………..классе с целью учебно-познавательной мотивации учитель………………………………………………….
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Опишите способ (прием) мотивации, который использовал учитель? Обоснуйте Ваше мнение.
Ситуация 10. При завершении учебной темы (указать)………………………. По предмету (указать)…………………………… в ……классе учитель предложил задание для групповой работы…………………………………………………………..
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Предложите формы (способы) организации групповой работы при выполнении данного задания. Обоснуйте ваше мнение.
 
Ситуация 11. Для организации самостоятельной работы на уроке (указать предмет)…………… по теме (указать)………………….. в ………классе учитель дал детям следующие задания (указать 3-5)……………………………………
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Предложите формы (способы) организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Обоснуйте ваше мнение.
 
Ситуация 12. При проведении контрольной работы по (указать предмет)………………… ….классе на тему (указать)………………………. Обнаружились следующие типичные ошибки (указать не мене 3)……………………………………..
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Предложите способы (приемы) организации учебной работы по исправлению данных типичных ошибок. Обоснуйте ваше мнение.
Ситуация 13. При чтении учебного текста в учебнике (указать предмет)……………….. в ……классе большинство детей признались в том, что не поняли содержание текста, потому что……………………………………
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Предложите способы и приемы работы с учебным (информационным) текстом, направленные на его понимание. Обоснуйте ваше мнение.
 
Ситуация 14. При организации исследовательской деятельности на уроке (указать предмет, тему)………………………………………………….. в ….классе учитель предложил следующие варианты учебных заданий (указать не менее 3)………………………………………………………………………….
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Предложите формы (способы) организации исследовательской деятельности при выполнении данных заданий. Обоснуйте ваше мнение.
Ситуация 14. При организации проектной деятельности на уроке (указать предмет, тему)………………………………………………….. в ….классе учитель предложил следующие варианты учебных заданий (указать не менее 3)………………………………………………………………………….
1.Допишите условие задачи, заполнив пропуски.
2.Предложите формы (способы) организации проектной деятельности при выполнении данных заданий. Обоснуйте ваше мнение.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1.Василькова, Т. А. Основы андрагогики : учебное пособие для вузов / Т. А. Василькова.-М. : КНОРУС, 2009. - 251 с.
2.Смышляева, Л. Г. Методология и методы педагогических исследований: Учебное пособие./ Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева, Л. А. Сивицкая. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2007 –240 с.
3. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : уч. пос. для студ. высш. уч. завед. / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2008.–254 с.
4. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. З. Гликман, М., 2003.
5. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.
6. Капранова, В. А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учебное пособие / В. А. Капранова. - Мн.: Новое знание, 2004. - 222 с.
7. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития/ А. Н. Джуринский - М., 1993.
8. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко — Спб. : Каро, 2008. - 368 с.
9. Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие для вузов / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - М. : Академия, 2008. -284 с.
10. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса "Окружающий мир" : учебное пособие для вузов / Е. Ф. Козина. - М. : Академия, 2007.-
11.Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров.- М. : Народное образование, 2000.- 352 с.
12. Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В.Иванов. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1990. – 400 с.
13.Ольгович, С.И. Этимология и орфография / С.И. Ольгович. – Ч.1-3. – Томск : Пеленг, 1996-2008.
21.Львов М.Р. и др. Методика преподававния русского языка в начальных классах. М., 2004.
 
Дополнительная литература:
  1. Бережнова, Е. В. Педагогическое исследование: социально–гуманитарный аспект // Педагогика. – 2005. –№ 6.
  2. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов-н /Д.: Творческий центр "Учитель", 1999.
  3. Бордовская, Н. В. Системная методология современных педагогических исследований / Н. В. Бордовская // Педагогика. -2005. -№5.
  4. Бурков, В. Н. Как управлять проектами / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. – М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.
  5. Воропаев, В. И. Управление проектами в России / В. И. Воропаев. – М. : Аланс, 1995.
  6. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М.: Совершенство. -1998.
  7. Елисеев, В. Технологии формирования рефлексивной культуры учителя / В. Елисеев // Высшее образование в России. – 2005. – № 2.
  8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого–педагогического исследования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2006.
  9. Загвязинский, В. И. Проектирование региональных образовательных систем / В. И. Загвязинский // Педагогика. – 1999. – №5.
  10. Загвязинский, В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования / В. И. Загвязинский // Педагогика. –2005. – № 6.
  11. Змеев С.И. Технология обучения взрослых : учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений / С. И. Змеев. – М., 2002.
  12. Ковалева Т. М. Теоретические основы становления инновационной школы / Т. М. Ковалева. – М., 2000.
  13. Кочетков, М. В. Теоретико–методологические основания и организационно–педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента / М. В. Кочетков. – М. : РАО, 2004.
  14. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М., 2006.
  15. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие для педагогических вузов / В. С. Кукушин. – Изд. 2-е., перераб. и длп. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2004.
  16. Лазарев, В. С. Введение в педагогическую инноватику / В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян. – М., 2004.
  17. Научно-методическое сопровождение образовательных стандартов образовательных программ общего образования: Коллективная монография / Под ред. В.В. Лаптева. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
  18. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2003.
  19. Новикова, Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах / Т. Г. Новикова. – М. : АСАDΕMIA, 2003.
  20. Основы андрагогики : учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. завед. / И.А. Колесникова [и др.]. – М., 2003.
  21. Педагогика : учебное пособие для вузов / Б. З. Вульфов, Л. В. Ермоленко, В. Д. Иванов [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2008.
  22. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск : Томский государственный университет, 2005.
  23. Смышляева, Л. Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: уч. пос. для студ. пед. спец-тей / Л. Г. Смышляева, Л. А. Сивицкая. – Томск, 2007.
  24. Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири : [Монография] / В. А. Дмитриенко, [и др.] ; под ред. В. А. Дмитриенко ; МО РФ ; ТГПУ. – Томск : Издательство ТГУ, 2002.
  25. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  26. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003.–№2.
  27. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. –М.,1993.
 
 
 
 
 
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
 
Государственный экзамен принимается Итоговой аттестационной комиссией. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза.
К сдаче Государственного экзамена допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей. Студент выбирает экзаменационный билет, время для подготовки ответа отводится в пределах 60 минут. Для подготовки студентам выдаются проштампованные листы.
Билет государственного экзамена оформляется по образцу:
 
 
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Томский государственный педагогический университет"
(ТГПУ)
 
Государственный экзамен "Теория, история и методика начального образования"
Направление 050700.68 Педагогика
Магистерская программа Начальное образование
 
 
Билет № 1
 
 
1. Общая характеристика науки как деятельности. Основные понятия научного познания. Познание как механизм научной деятельности. Структура научной деятельности.
2. Понятие читательской деятельности в новом ФГОС начального общего образования. Читательская компетентность. Смысловое чтение как УУД (виды чтения). Алгоритмы изучающего чтения.
  1. Практическое задание.
 
 
 
Проректор по УВР _________________/ /
 
Дата__________________ Зав.кафедрой ____________ / /
 
 
 
 
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА СТУДЕНТА
 
Ответ студента оценивается по четырехбалльной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
 
Оценка "отлично":
 
Студент демонстрирует высокий уровень владения теоретическими знаниями; свободно ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей.
В ответе студент апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследователей. Студент проявляет умение доказательно объяснять психолого-педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений социальной педагогики и психологии. В ответе студента прослеживаются межпредметные связи.
Студент обнаруживает умение критично относиться к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, неустоявшихся научных определений и дефиниций, проявляя собственную профессиональную позицию. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении студента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ студента логически выстроен, речь грамотная, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, не затрудняется в ответах на поставленные преподавателями вопросы.
 
Оценка "хорошо":
 
Студент демонстрирует достаточно высокий уровень овладения теоретическими знаниями, свободно ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей. В ответе студент апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследователей. Студент проявляет умение доказательно объяснять педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики, однако допускает некоторые неточности, которые устраняет с помощью дополнительных вопросов. В ответе студента прослеживаются межпредметные связи. Студент обнаруживает умение критично относиться к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, неустоявшихся научных определений и дефиниций, проявляя собственную профессиональную позицию, однако не всегда может ее развернуто обосновать. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении студента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ студента логически выстроен, речь грамотная, но возможны отдельные речевые погрешности, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, не затрудняется в ответах на поставленные преподавателями вопросы.
 
 
Оценка "удовлетворительно":
 
Студент знает основной материал, но испытывает трудности в его самостоятельном воспроизведении, ориентируется в вопросах обучения и воспитания посредством дополнительных вопросов членов комиссии. Испытывает трудности в объяснении педагогических факторов и явлений в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики. В ответе фрагментарно апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследований. В ответе студента прослеживаются слабые межпредметные связи. При помощи дополнительных наводящих вопросов высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляет недостаточно сформированную профессиональную позицию. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами. Нарушена логика выстраивания ответа. Допускает неточности в использовании научной и профессиональной терминологии, а также речевые погрешности.
 
Оценка "неудовлетворительно":
 
Студентом не усвоена большая часть материала, имеются отдельные представления об изучаемом материале. Не ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей. В ответе не апеллирует к первоисточникам, имеет слабые, отрывочные представления о трудах классиков и современных исследователей. Студент не проявляет умения доказательно объяснить педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений науки. В ответе студента не прослеживаются межпредметные связи. Отсутствует умение критично относиться к научной информации, не имеет собственных суждений относительно дискуссионных вопросов, не проявляется собственная профессиональная позиция по рассматриваемым вопросам. Отрывочные теоретические высказывания студент не иллюстрирует соответствующими примерами, что свидетельствует о неумении студента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Отсутствует логика в выстраивании ответа. Студент не владеет научной и профессиональной терминологией. Испытывает значительные затруднения в ответах на наводящие и дополнительные вопросы членов комиссии. Возможен полный отказ от ответа.
 
 
Программа государственного экзамена "Теория, история и методика начального образования" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700.68 Педагогика, магистерская программа "Начальное образование".
 
 
Программу государственного экзамена составили:
д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования __________В. Н. Поздеева
 
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования
__________Г.Х.Вахитова
 
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования
__________Н.А.Семенова
 
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования
__________Н.В. Фетисова
 
 
Программа государственного экзамена "Теория, история и методика начального образования" утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования, протокол № __ от _____________ 2011г.
 
Зав. кафедрой педагогики
и методики начального образования С.И. Поздеева
 
 
Программа государственного экзамена "Теория, история и методика начального образования" одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ
 
Председатель методической комиссии ПФ Т.Н. Яркина
 
 
Программа государственного экзамена "Теория, история и методика начального образования" одобрена Ученым Советом ПФ
Протокол № ___ от "___" __________ 2011г.
 
Председатель Ученого Совета ПФ,
декан ПФ Г.Ю. Титова
 
 
Согласовано:
 
Проректор по нормативному
обеспечению уставной деятельности О.А. Швабауэр
 
 
Проректор по учебной
и воспитательной работе А.Ю. Михайличенко

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER