Кафедра педагогики и методики начального образования
Заведующая кафедрой: Поздеева Светлана Ивановна
Адрес: 634057, г. Томск, ул. Карла Ильмера, д. 15/1 каб. 335
Телефон: (382-2) 31-12-51, Телефон внутренней связи: 3134
Состав кафедры [ + по данным базы персонала ]
Кафедра педагогики и методики была создана в 2003 г. на основе объединения кафедры педагогики (зав. кафедрой к.ист.наук, доцент С.М. Малиновская) и кафедры русского языка и методик начального образования (зав. кафедрой д.пед.н., доцент С.И. Поздеева). Кафедру возглавила выпускница факультета начальных классов, д.п.н., профессор Поздеева С.И.
В настоящее время на кафедре работают: 2 профессора, 6 доцентов, 2 старших преподавателя, 4 преподавателя.
Области профессиональной деятельности выпускников кафедры: учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, культурно-просветительская, научно-методическая, организационно-управленческая работа в сфере предшкольного, начального образования и дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
Позиционирование выпускников
Выпускники кафедры направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профили) Начальное образование и Дошкольное образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профили) Начальное образование и Дополнительное образование (в области изобразительного искусства), 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное образование пополняют основной состав педагогов начальной школы города Томска и области. Они работают не только в массовых общеобразовательных школах, но и в гимназиях, лицеях, коррекционных и малокомплектных сельских школах, а также учреждениях дополнительного образования детей, в том числе центрах по подготовке детей к школе.
Выпускники бакалавриата могут продолжить обучение в магистратуре гуманитарного профиля по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Воспитательная, методическая и проектная деятельность в образовании (очная и заочная форма обучения), 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Педагогика дополнительног образования (очная форма обучения), а также в аспирантуре по научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.
Основные научные направления работы кафедры
- Построение открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе (д.пед.н., профессор Поздеева С.И.). Реализуется на базе инновационной школы «Школа Совместной деятельности» МБОУ СОШ № 49 г. Томска.
- Метаметодика как актуальное направление развития педагогического образования (д.пед.н., профессор Поздеева С.И.). Реализуется на базе научно-исследовательской лаборатории ИРПО.
- Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников (к.пед.н., доцент Семенова Н.А.). Реализуется на базе научно-исследовательской лаборатории ИРПО. В рамках данного направления с 2010 г. кафедра проводит областной/межрегиональный конкурс детских исследовательских работ «Твори!», «Исследуй!», «Пробуй!».
- Организация предшкольного образования детей в контексте полисубъектного подхода (к.пед.н., доцент Вахитова Г.Х.). Данное направление реализуется на базе кабинета квазипрофессиональной деятельности по предшкольному образованию детей (учебно-методический кабинет «Развивайка») при факультете дошкольного и начального образования ТГПУ.
- Реализация деятельностных и практико-ориентированных программ повышения квалификации и переподготовки педагогов начальной школы города Томска и Томской области.
В период с 2010 г. на кафедре были защищены 5 кандидатских диссертаций по педагогике, подготовленные соискателями кафедры (Артюшенко Н.П., Кузнецова Т.В., Плотникова Н.Н., Казарина Л.А., Обсков А.В.).
Кафедра имеет базовые лаборатории с образовательными организациями-партнерами:
- МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 4 «Монтессори» г. Томска – стажировочная площадка педагогической системы Марии Монтессори;
- МБОУ СОШ № 49 г. Томска – стажировочная площадка по инновационной образовательной деятельности в начальной школе;
- Зональненская СОШ, МАОУ лицей №7 – стажировочная площадка по организации наставничества для молодых педагогов;
- МАОУ гимназия № 29 г. Томска по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
Направления деятельности кафедры со школьниками:
- проведение ежегодного Межрегионального конкурса детских исследовательских работ «Твори!», «Исследуй!», «Пробуй!»;
- организация с 2019 г. мероприятия «NAUKA 0+»;
Направления деятельности кафедры по работе с учителями:
- Организация ежегодного конкурса профессионального педагогического мастерства для педагогов начальной школы «Учительница первая моя» (с 2011 по 2021 гг.) .
- Разработка и реализация образовательных программ повышения квалификации для педагогов начальной школы: «Содержание образования и образовательные технологии в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (108 ч.), «Современные образовательные технологии в начальной школе и их психолого-педагогическое сопровождение» (108 ч.), «Особенности организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ» (108 ч.).
- Проведение семинаров для учителей начальных классов «Формирование коммуникативных УУД», «Образовательное портфолио», «Наставничество как деятельностное сопровождение молодого педагога в школе и ДОУ», «Обучение смысловому чтению», «Активные методы обучения во внеурочной деятельности младших школьников», «Организация исследовательской и проектной деятельности как средство формирования предметных и метапредметных результатов», «Организация предшкольного образования».
- Участие в экспертизе конкурсных материалов ОУ Томской области, участие в жюри конкурса «Учитель года», «Лучший учитель ОУ», «Наставник», «Методист», «Лидер образовательной организации».
- Участие в реализации научно-исследовательской работы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства» (2023 г.).
- Проведение секций в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» (с 2021 г.).
- Проведение круглых столов в рамках педагогического форума АвгустPRO: матрица педагогических изменений на темы: «Образовательные и семейные практики реализации концепции благополучного детства», "Развитие субъектности детей и взрослых: детский сад, школа, семья", "Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком" (с 2023 г.).