Тематика дипломных и курсовых работ на 2011/2012 учебный год по специальности "Педагогика и методика начального образования"
Перечень рекомендованных тем выпускных квалификационных работ (ВКР)
по дисциплинам кафедры педагогики и методики начального образования
на 2011-2012 учебный год:
1. по психологии:
(руководитель - к.п.н., доцент О.Л. Никольская)
-
Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.
-
Проблема психодиагностики трудностей в обучении младших школьников.
-
Психологические проблемы социального общения педагога (технология общения учителя как менеджера образовательного процесса).
-
Проблема изучения и тренировки внимания младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.
-
Развитие памяти ребенка как условие его успешности в учении.
-
Проблема развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математического цикла.
-
Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников.
-
Проблема проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции.
-
Развитие воображения и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
-
Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления.
-
Психологические причины трудностей школьников при обучении русскому языку и чтению.
-
Психологические причины трудностей при обучении математике.
-
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению и способы ее определения.
-
Исследование особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сфер отстающих в учении школьников.
-
Проблема формирования групповых традиций в коллективе младших школьников.
-
Проблема развития исследовательских навыков младших школьников на уроках общеобразовательного цикла.
-
Проблема развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста.
-
Проблема развития способностей учиться в первом классе.
-
Проблема совершенствования методов классного руководителя в работе с учащимися начальной школы.
-
Проблема нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе.
-
Роль педагога (педагогического творчества) в формировании творческих способностей младшего школьника в процессе учебной деятельности.
-
Проблема разработки психолого-педагогических условий развития творческой личности младшего школьника в учебном процессе школы.
-
Работа с родителями младших школьников как условие их успешной адаптации в первом классе.
-
Реализация индивидуального подхода к младшим школьникам в деятельности учителя.
2 .по педагогике
(руководитель - к.п.н, доцент Г.Х. Вахитова)
-
Роль тестирования в формировании общеучебных умений младших школьников.
-
Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.
-
Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.
-
Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.
-
Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.
-
Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.
-
Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.
-
Проблема организации дифференцированного обучения младших школьников.
-
Роль дидактического материала в обучении младших школьников в системе Марии Монтессори.
-
Использование творческих домашних заданий в познавательной деятельности младших школьников.
-
Роль домашних заданий в формировании положительного отношения к учебной деятельности младших школьников.
-
Роль программированного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
-
Теоретические основания и организационно-педагогические условия использования наглядности в начальной школе.
-
Роль наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности младших школьников.
-
Принцип индивидуализации и его реализация в начальной школе.
-
Реализация принципа доступности при обучении младших школьников.
-
Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников.
-
Психолого-педагогические аспекты готовности детей к обучению в школе.
-
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
4. по методике обучения русскому языку и литературе
(руководитель - д.пед.н., профессор С.И. Поздеева)
1.Формирование общеучебных и предметных умений на уроках русского языка (на уроках литературного чтения, в период обучения грамоте).
2.Групповая работа на уроках русского языка как средство развития коммуникативных и учебных умений младших школьников.
3.Организация учебного сотрудничества (взросло-детского и детского) на уроках русского языка в начальных классах.
4.Роль приема графического иллюстрирования (драматизация, пересказа) в развитии учебных и речевых умений.
5.Технология коллективного учебного диалога (компьютерные, проблемного обучения, развития критического мышления и др.) как средство активизации познавательной деятельности.
6.Проблема развития речи младших школьников на лексическом уровне (синтаксическому, уровне текста).
7.Организация совместной деятельности (детско-взрослой и детской) на уроках русского языка (литературного чтения).
8.Проблема формирования орфографического навыков у младших школьников: пути, способы решения.
9.Развитие коммуникативной культуры младших школьников через активизацию речевой деятельности.
10.Проблема совершенствования навыка чтения у младших школьников.
11.Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения.
12.Организация безотметочного обучения на уроках русского языка в начальных классах.
13.Проблема преемственности в обучении родному языку (между детским садом и школой; между начальной и средней школой).
14.Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников.
15.Реализация проблемно-диалогового обучения на уроках русского языка в образовательной программе "Школа 2100".
16.Содержание и формы организации предшкольного образования в сельской школе
17.Преемственность в организации речевого и литературного развития дошкольника и младшего школьника.
18.Организация проблемно-диалогового обучения в начальной школе по системе "Школа – 2100".
19.Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке русского языка.
20.Использование творческих работ как средства развития речи у учащихся.
21.Эффективные способы и приемы организации читательской и творческой деятельности младших школьников.
5. по дисциплинам "Методика преподавания интегративного курса "Окружающий мир",
"Методика преподавания технологии с практикумом"
(руководитель - к.п.н., доцент Н.А. Семёнова)
-
Формирование универсальных учебных действий средствами уроков окружающего мира.
-
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
-
Подходы к организации проектной деятельности на уроках в начальной школе.
-
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
-
Духовно-нравственное воспитание младших шкльников на уроках окружающего мира.
-
Духовно-нравственное воспитание младших шкльников на уроках технологии.
-
Реализация проблемного обучения в рамках дисциплины "Технология в начальной школе".
8. Эффективные способы органиазции самостоятельной работы учащихся начальных классов на уроках технологии.
9. Подходы к оценке деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе.
10. Подходы к оценке деятельности учащихся на уроках технологии в начальной школе.
Зав. кафедрой педагогики и методики
начального образования С.И. Поздеева
Перечень рекомендованных тем курсовых работ
по дисциплинам кафедры педагогики и методики начального образования
на 2011-2012 учебный год
1. по психологии
(руководитель — к.п.н., доцент Е.А. Меньшикова)
-
Роль общения в формировании личности младшего школьника.
-
Развитие познавательных процессов у младших школьников.
-
Воспитательная работа как средство подготовки детей к школьному обучению.
-
Музыкотерапия как средство подготовки детей к школьному обучению.
-
Формы сотрудничества семьи и школы в учебно-воспитательном процессе.
-
Развитие навыков общения у младших школьников.
-
Специфика межличностных отношений у младших школьников.
-
Развитие логического мышления у младших школьников в учебной деятельности.
-
Развитие творческих способностей у младших школьников в учебной деятельности.
-
Развитие лингвистических способностей у младших школьников в учебной деятельности.
-
Развитие воображения у младших школьников в совместной деятельности.
-
Проявление самооценки у младших школьников в совместной деятельности.
-
Проявление тревожности у младших школьников в совместной деятельности.
-
Роль семейного воспитания в развитии навыков общения у младших школьников.
2. по педагогике
(руководитель — к.п.н., доцент Вахитова Г.Х.)
1.Роль дидактического материала в обучении младших школьников в системе М.Монтессори.
2.Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников.
3.Роль нестандартных уроков в развитии познавательных интересов младших школьников.
4.Проблемы организации дифференцированного обучения младших школьников.
5.Роль драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе.
6.Роль профессионально-значимых качеств учителя в развитии личности младшего школьника.
7.Роль тестирования в формировании общеучебных дисциплин.
8.Влияние семьи на процесс обучения младших школьников.
9.Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников.
3. по методике русского языка и литературе
(руководитель - д.пед.н. Поздеева С.И.)
1. Преемственность в организации речевого и литературного развития дошкольника и младшего школьника.
2.Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке русского языка.
3.Содержание и формы организации предшкольного образования в сельской школе.
4.Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников.
5.Реализация проблемно-диалогового обучения на уроке русского языка в образовательной программе "Школа 2100".
4. по методике преподавания математики
(руководитель - к.п.н., доцент Фетисова Н.В.)
1.Формирование приёмов логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
2.Формирование общелогических умений у младших школьников в процессе обучения математике.
3.Использование метода тестирования в процессе обучения младших школьников математике.
4.Экологическое воспитание младших школьников при обучении текстовых задач в начальном курсе математики.
5.Способы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроке математики.
6.Эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения геометрии.
5. по дисциплине "Методика преподавания интегративного курса "Окружающий мир"
(руководитель - к.п.н. Семенова Н.А..)
-
Исследовательская работа младших школьников на уроках окружающего мира
-
Пути нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира
-
Нетрадиционные уроки окружающего мира в начальной школе.
-
Применение технических средств обучения на уроках окружающего мира.
-
Формирование научных понятий на уроках окружающего мира в начальной школе.
-
Экологическое воспитание младших шкльников на уроках окружающего мира.
-
Итегрированные уроки окружающего мира.
-
Реализация патриотического вопитания средствами дисциплины "Окружающий мир".
-
Особенности изучения исторического материала на уроках окружающего мира в начальной школе.
-
Органиазция внеклассной работы по окружающему миру.
-
по дисциплине "Методика преподавания технологии с практикумом"
(руководитель - к.п.н. Семенова Н.А..)
-
Подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе.
-
Проектная деятельностьв на уроках технологии начальной школе.
-
Исследовательская работа младших школьников на уроках технологии.
-
Развитие познавательных спобоностей младших школьников на уроках технологии в начальной школе.
-
Реализация вопитательных задач на уроках технологии в начальной школе.
-
Проблемны йурок технологии.
-
Патриотическое вопитание младших школьников на уроках технологии.
-
Интегрированные уроки технологии.
-
Развитие воображения и творческих способностей средствами уроков технологии в начальной школе.
-
Нетрадиционные уроки технологии.
Зав. кафедрой педагогики и
методики начального образования Поздеева С.И.