ЛЕОНТЬЕВ ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ

Должность: Доцент, кандидат филологических наук.
Подразделение (управление), институт, факультет: Институт детства и артпедагогики
Кафедра: Кафедра педагогики и методики начального образования
Адрес: 634061, г. Томск, ул. Карла Ильмера 15/1, 335 каб.
Телефон внутренней связи: +7 (3822) 31-12-50
E-mail: leontyevernest@tspu.ru
Образование:
- Бийский государственный педагогический институт – 1995 г., высшее, специальность «Русский язык, литература и история». учитель.
- Бурятский государственный университет – 2004 г., Учёная степень кандидата филологических наук.
- Томский государственный педагогический университет - 2017 г., магистр по специальности «Педагогическое образование».
Общий стаж: 26 лет
Научно-педагогический: 24 года
Научные интересы:
- творчество В.М. Шукшина, И. Бунина
- мифопоэтика
Дополнительное профессиональное образование
Профессиональная переподготовка:
2015 г. – Томский политехнический университет, Менеджмент организации;
2015 г. – Российский новый университет (РосНОУ), Русский язык как неродной;
2018 г. – Образовательный Фонд «Талант и успех», «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в рамках работы с одаренными детьми»
Повышение квалификации:
- 2018 г. – ОГБУ «РЦРО», «Теория и практика основ языковой адаптации детей-инофонов и их психолого-педагогическое сопровождение»;
- 2018 г. – МГУ им. М.В. Ломоносова, «Вопросы реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»;
- 2019 г. – ОГБУ «РЦРО», «Теория и практика языковой адаптации детей-инофонов в школе»;
- 2019 г. - ОГБУ «РЦРО», «Теория и практика языковой адаптации детей-инофонов в школе. Часть 2»;
- 2020 г. – ГАУ ДПО «ИРОИО», «Развивающая речевая среда в образовательной организации как основа повышения культуры владения русским языком»;
- 2020 г. – ООО СП «Содружество», «Использование сервисов визуализации при организации внеурочной деятельности по русскому языку»;
- 2020 г. - ОГБУ «РЦРО», «Методика обучения русскому языку детей-инофонов и билингвов. Практика языковой и социокультурной адаптации в соответствии с требованиями ФГОС»;
- 2020 г. - РЦРПК, «Подготовка экспертов (представителей) экспертных организаций для привлечения к работе экспертных групп при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам»;
- 2020 г. – УдмГУ - Гранадский университет, «Актуальные подходы в преподавании русского языка как иностранного»;
- 2020 г. - ОГБУ «РЦРО», «Методика обучения русскому языку детей-инофонов и билингвов. Практика языковой и социокультурной адаптации в соответствии с требованиями ФГОС»;
- 2020 г. – АНО ДПО «Образование – Русское слово», «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателя русского языка как неродного в начальной школе»;
- 2020 г. - ГИ РЯ им. А.С. Пушкина, «Технологии международного позиционирования России в сфере продвижения русского языка и образования на русском (на основании приоритетов государственной политики Российской Федерации)»;
- 2020 г. - ГИ РЯ им. А.С. Пушкина, «Современный русский язык: теория и практика изучения и преподавания»»;
- 2020 г. - ГИ РЯ им. А.С. Пушкина, «Особенности обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе и у в условиях билингвального образования»;
- 2021 г. – РГПУ им. А.Н. Герцена, «Социокультурная адаптация детей мигрантов и детей, проживающих в полиэтнических регионах РФ, средствами русского языка, истории и культуры».
-
2023 г. - АНО ДПО «Образование – Русское слово», «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение учителей зарубежной школы»;
-
2023 г. – Глазовский ГИПУ, «Методика преподавания русского языка и общеобразовательных предметов на русском языке в общеобразовательных организациях Монголии»;
-
2024 г. – НовГУ им. Ярослава Мудрого, «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в Пушкинский юбилейный год»;
-
2024 г. - Казанский (Приволжский) федеральный университет, «Преподавание русского языка как иностранного для взрослых учащихся: общее владение», «Русский язык как иностранный в специальных целях. Лингвистика».
Избранные публикации за 5 лет:
- Современные подходы и представления об одаренности Томской научной школы // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров): Сб. мат. V междунар. науч.-практ. конф. 25 ноября 2020 г. – Махачкала: АЛЕФ, 2020. – С.524-528.
- Перспективы русского языка в современной Монголии // Terra Scimus: Сб. ст. по итогам Алтаеведческой научной ассамблеи «Алтай: Terra scimus», посвящ. рассмотрению проблемы «Культуры Алтая и алтайские языки: языковой менеджмент, маркетинговые стратегии, региональная идентичность» (21 октября 2020, Барнаул) / под ред. Н.В. Халиной и С.А. Манскова – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. – С. 111-116.
- Приемы работы с видеотекстами на уроках РКИ в монгольской школе (на примере мультипликационных фильмов) // Yearbook of Eastern European Studies. 2020/2021. №9. – С. 73-83. (соавт.: Раднаева Б.Р.)
- Практика реализации программы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста в монгольской школе // Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка: мат. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием (11 декабря 2020 г.) / ФГБОУ ВО «ТГПУ». – Томск: Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2021. – С. 130-134.
- Современное состояние предшкольного образования в России и Монголии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 162-171. (ВАК) (соавт.: Вахитова Г.Х., Батсуурь Ажрахгуй)
- Личностно-ориентированный подход в обучении детей с нарушением интеллекта (из опыта работы) // Равные возможности – новые перспективы в образовании детей с ОВЗ: мат. II межрегион. науч.-практ. конф., г. Кемерово, 20-21 апр. 2021 г. / редколлегия: О.Г. Красношлыкова, Т.М. Чурекова, Т.Ю. Осипова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2021. – С. 165-171.(соавт.: Леонтьева Е.Н.)
- Изучение русского языка монгольскими педагогами в рамках проекта «Российский учитель за рубежом» как повышение профессиональной языковой компетенции // Векторы развития филологии в контексте модернизации современного филологического образования: мат. регион. науч.-практ. конф. «XXVIII Кудрявцевcкие педагогические чтения» (Иркутск, 27 марта 2021 г.) / Отв. ред. Л.Н. Роженцова. – Вып. 3. – Иркутск: Аспринт, 2021. – С.111-114. (соавт.: Жигжидсүрэн Баяртогтох, Раднаева Б.Р.)
- Реализация гуманитарно-просветительского проекта «Российский учитель за рубежом» в Монголии (на примере Увурхангайского аймака, Арвайхээр) // Россия и Монголия в ХХ–XXI вв.: к 100-летию монгольской революции и установления дипломатических отношений: сб. науч. ст. / науч. ред. В.Н. Пармон, Б.В. Базаров, ред. коллегия А.М. Плеханова [и др.]; Правительство Республики Бурятия [и др.]. – Новосибирск: СО РАН, 2021. – С. 151-153.
- Леонтьев Э.П. Улзийжаргал Хашбилэг Монгольская сельская школа: проблемы и перспективы // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2023. Апрель. № 2 (45). Спецвыпуск. Ч. I. – С. 85-90.
- Леонтьев Э.П., Вандандавга Эрдэнэ Increasing the professional language competence of Mongolian teachers during the pandemic // Языки и литература в поликультурном пространстве: сб. науч. ст. / под ред. В.Н. Карпухиной. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2023. –С. 25-28.
- Леонтьев Э.П. Современный сельский учитель в Монголии: взгляд со стороны // Миссия педагога в новой реальности: мат. Междунар. науч.-практ. конф., Томск, 17–18 апреля 2023 г. / отв. ред. Н.А. Семенова; Томск. гос. пед. ун-т. – Томск: ТГПУ, 2023. – 357-363.
- Леонтьев Э.П., Давыдова Е.А., Николаев А.К. Использование языкового материала на примере русских пословиц в учебниках русского языка для 7–9-х классов общеобразовательной школы Монголии // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 6 (52). С. 32–41.
- Леонтьев Э.П. Развитие частных школ в Монголии // Наука и образование: проблемы и перспективы: Мат. XXVI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию АГГПУ им. В.М. Шукшина (Бийск, 5 апр. 2024 г.) / Отв. ред. М.С. Власов. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2024. – С. 120-124.
- Леонтьев Э.П., Горских О.В. Организация педагогических дискурсов при обучении монгольских студентов и учащихся русскому языку как иностранному // Вопросы русского языка в меняющемся мире: традиции и инновации в методике преподавания: сб. науч. ст. XVII междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Батор: Изд-во МГУО, 2024. - С. 76-84.
- Леонтьев Э.П. Речевое поведение персонажей как отражение авторского замысла (на примере рассказа «Чудик» В.М. Шукшина) // Проблемы и перспективы преподавания русского языка и литературы на современном этапе развития школьного и дошкольного образования: мат. науч.-практ. конф. –Талдыкорган: МЦ ОЖ, 2024. – С. 215-217.
- Леонтьев Э.П. Трудности формирования навыка устной речи у монгольских школьников // Лингвистика, лингводидактика и переводоведение: настоящее и будущее: мат. I Междунар. науч-практ. конф. – М.: МИЭТ, 2024. - С. 191-197.
- Леонтьев Э.П., Леонтьева Е.Н. Эффективные приемы работы в обучении детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка (из опыта работы) // Мультилингвизм как социальный контекст языка: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам работы IV Междунар. науч. конф. (14–15 ноября 2024 г., г. Армавир) / науч. ред. Л.Г. Горобец, Л.В. Чернова; отв. ред. Я.С. Никульникова, О.А. Дорофеева; техн. ред. М.П. Евдокимова. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2024. – С. 407-411.
- Леонтьев Э.П. Russian literature in Mongolian textbooks for secondary schools // Детство и детская литература в мировой и отечественной культуре второй половины ХХ века: Мат. Междунар. науч.-практ. конф., 22 ноября 2024 г. – Костанай: Костанайский регион. ун-т им. А. Байтурсынулы, 2024. – С. 216-219.
- Леонтьев Э.П., Петухова К.С. Настольная игра «ОсМЫСЛИ АКТИВИЗМ» как результат проектной деятельности на Всероссийском конкурсе «Большая перемена - 2024» // XI Международная научно-практическая заочная конференция «ЭТАП–2024» (14 ноября 2024 года, Набережные Челны): сб. тр. конф. / под ред. Башмакова Д.А., Савицкого С.К. – Набережные Челны: Изд-во Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2024. Т. 2. – С. 465-480.
- Леонтьев Э.П., Вахитова Г.Х. Влияние школы и семьи на читательскую активность детей // "Ştiinţă. Еducaţie. Сultură": conferinţă ştiinţifico-practică internaţională: Vol. 2: Psihologie şi ştiinţe ale educaţiei = Psiho-pedagogika bilimneri / redactor-şef şi editor: Ghenova S. – Komrat: Universitatea de Stat din Comrat, 2025. – Р. 280-284.
- Вахитова Г.Х., Леонтьев Э.П. Features of communication od modern children: difficulties and solutions // Modern European Researches. - Salzburg, 2025. - №1. - P. 4-9.
- Леонтьев Э.П. Новое время - новое воспитание: обзор монографических исследований (2000-2024 гг.) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2025. Вып. 2 (60). - С. 162-170.
- Леонтьев Э.П. Изучение названий продуктов на уроке русского языка как иностранного в монгольской аудитории (методический аспект) // Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании русского языка как иностранного: сб. науч. ст. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (8 мая 2025 г.). – Улан-Батор: МонГУ, 2025. – С. 86-93.