В Государственной Думе обсудили развитие сотрудничества со странами СНГ в гуманитарной сфере и укрепление общих традиционных духовно-нравственных ценностей
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «правительственный час» по теме «О развитии сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств в гуманитарной сфере и об укреплении общих традиционных духовно-нравственных ценностей».
В заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, Министр культуры РФ Ольга Любимова, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, главы и представители профильных комитетов.
О ключевых направлениях сотрудничества в сфере образования рассказал глава Министерства просвещения России. Сергей Кравцов отметил, что главными из них являются гуманитарные проекты, поставка учебной литературы, развитие инфраструктуры, обмен опытом.
Так, для продвижения русского языка, объединяющего жителей стран СНГ, реализуется ряд гуманитарных проектов. Среди них флагманская программа «Российский учитель за рубежом», число педагогов – участников которой с 2017 года увеличилось в 17 раз и к концу 2025 года превысит 500 специалистов. Расширяется и география проекта: теперь российские учителя работают не только в Таджикистане, но и в школах Узбекистана и Киргизии.
Наряду с этим в Узбекистане Минпросвещения России уже четыре года реализует проекты «Класс!» и «Малыш» для школ и детских садов. В их рамках повышение квалификации прошли порядка 9 тыс. местных учителей, разработано около 300 телеуроков, более 70 российских методистов работают в республике, протестированы свыше 1,5 тыс. руководителей детских садов, обучены более 2 тыс. специалистов. Также успешно развивается проект «Сила ума», направленный на поддержку физико-математического образования. Он охватывает свыше 3 тыс. школьников из Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии и Абхазии.
«Мы работаем над созданием за рубежом образовательной инфраструктуры с обучением на русском языке. Пользуется популярностью российско-туркменская школа, прорабатываем строительство нового корпуса для начальных классов. Построили в Таджикистане пять совместных школ, конкурс на обучение превышает 90 человек на место. Приступили к строительству в Киргизии девяти совместных школ. С 2023 года формируем сеть центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку. В настоящее время в странах СНГ функционируют 16 таких центров, где за прошлый год прошли обучение свыше 4 тысяч иностранных граждан», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Как отметил Министр, в Ташкенте успешно работает филиал РГПУ им. А.И. Герцена, где обучаются более 1 000 студентов. В нынешнем году запланировано начало строительства девяти школ в Киргизии, которые смогут принять свыше 11 тыс. учащихся. В Таджикистане возводится Центр для одаренных детей по модели российского «Сириуса» на 500 мест, ввод которого в эксплуатацию намечен на 2027 год.
Особое внимание уделяется обеспечению школ учебной литературой. Отвечая на вопросы депутатов, Сергей Кравцов отметил, что в Таджикистан уже передано около 400 тыс. учебников по русскому языку, в этом году планируется поставить дополнительно 800 тыс. В Абхазию и Южную Осетию направлено более 340 тыс. учебников. Для Узбекистана разработана новая линейка учебников по русскому языку, которыми пользуются более 6 млн школьников.
Для обеспечения непрерывного образовательного и просветительского процесса в странах СНГ совместно с АНО «Евразия» создана Евразийская ассоциация поддержки русского языка, разрабатывается типовой проект «Евразийский лицей» – сеть передовых школ, работающих по российским и национальным стандартам, продолжается обмен опытом среди педагогов.
Глава Минпросвещения России добавил, что совместно с Киргизией будет организована межгосударственная рабочая группа для обсуждения внедрения единого образовательного пространства России и Киргизии, будут предложены контуры этой платформы для привлечения стран ЕАЭС и других государств. Сергей Кравцов сообщил, что ведомство уже подготовило наработки по созданию образовательного пространства двух государств.
Министр просвещения обратил внимание, что в учебниках истории стран СНГ встречаются несоответствия принципам историзма и объективности. Он отметил, что ведется работа с профильными министрами этих государств по согласованию подходов к трактовке общего исторического прошлого.
«Мы вместе строим единое образовательное, культурное и ментальное пространство, а вместе с этим и будущее континента Евразии, где все друг друга понимают и нацелены на добрососедство», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Кроме того, развиваются новые форматы взаимодействия – проводятся семинары «ПРОдиалог» с участием руководителей и экспертов системы образования, а также Форум министров образования «Формируя будущее» в Казани, который ежегодно собирает делегации из более чем 40 стран. С 2023 года более 2,5 тыс. ребят из стран СНГ побывали в российских детских центрах «Артек», «Орленок», «Смена». Расширяется сотрудничество и в сфере СПО: студенты колледжей из стран СНГ ежегодно принимают участие в чемпионатах профессионального мастерства.