ТГПУ и школа «Эврика-развитие» организовали «Педагогический ПиР» для педагогов региона
17–18 июня в МАОУ Школа «Эврика-развитие» прошел Фестиваль «Педагогический ПиР. Практики и развитие», организованный совместно с Парком инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ. В нем приняли участие более 150 человек из Томска и Томской области. В качестве зрителей были приглашены родители школьников и студенты. Программа включила педагогические мастер-классы, доклады, дискуссии и гайд-парк.
«Педагогический ПиР» – площадка для неформального профессионального общения, где педагоги, методисты, тьюторы и школьные психологи делятся своими образовательными находками и практиками сопровождения.
Первый день был посвящен методической составляющей работы педагога. Программа началась с дискуссии «Что такое инженерная культура и как ее формировать?», модератором которой выступила Людмила Михайловна Долгова, преподаватель ИРПО и ИДиА ТГПУ, руководитель тьюторского клуба школы «Эврика-развитие». Разговор шел о необходимости формирования инженерного мышления у школьников и создании условий для этого.
Как отметила Людмила Михайловна, сегодня инженерное мышление – это не просто владение техникой, а способность ставить задачи, мыслить в логике проектирования и находить нестандартные решения. Это культура работы с неопределенностью, важно формировать ее еще в школьном возрасте.
В шести тематических направлениях опытные педагоги представили свои проекты, помогающие в обучении и воспитании. Среди них такие разработки, как «Сезон математических игр», «Реализация уроков английского языка в разноуровневом классе», «Использование лэпбуков на уроках биологии и химии» и др.
Тематика второго дня была связана с тьюторством. Л.М. Долгова выступила с докладом «Институционализация тьюторской практики сопровождения в томском образовании». Она рассказала, что в последние годы в образовательной среде Томска активно выстраивается система тьюторского сопровождения, и сегодня тьютор – это уже не инновация, а устойчивая практика.
По словам выступающей, тьютор помогает ребенку быть в диалоге с самим собой, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и делать осознанный выбор. Это особенно важно в условиях, когда у детей много тревоги, а у родителей – много вопросов. Педагогам важно учиться быть сопровождающими, а не контролирующими.
Освоить новые навыки участники фестиваля смогли на мастер-классах, посвященных практическим аспектам тьюторства и психологической поддержки. МК «Практики поддержания эмоциональной стабильности» провела руководитель Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ Лариса Валерьевна Куровская. Она продемонстрировала участникам эффективную технику самопомощи – метод EMDR, основанный на нейробиологических процессах.
Спикер уверена, что педагоги и тьюторы, много работающие с людьми, должны быть эмпатичными, внимательными и способными стать опорой для детей и родителей. А чтобы быть такой опорой, важно сначала уметь помогать себе. Здесь хорошо работает метод EMDR, который представляет собой поочередную активацию левого и правого полушарий мозга через движение глаз, слуховую и тактильную стимуляцию. Педагоги на практике попробовали различные упражнения, проанализировали изменения, а в конце высоко оценили эффективность приема и отметили, что планируют использовать его в своей деятельности.
Нововведением фестиваля стал гайд-парк – формат свободного пространства, где одни участники представили стендовые доклады, а другие могли в свободной форме пообщаться с авторами. Он позволил создать условия для живого обмена опытом между представителями разных образовательных организаций и расширить методические рамки мероприятия.
По завершении содержательной двухдневной программы участники обсудили значение фестиваля как площадки для профессионального роста и развития педагогического сообщества региона. По мнению руководителя Парка ИОП ИРПО Л.В. Куровской, фестиваль также помог университету поддержать и развить профессиональные связи со своими выпускниками, которые приняли активное участие в нем и в качестве слушателей, и в качестве авторов докладов и интересных методик.
«Педагогический ПиР» – особенное мероприятие, где педагоги, тьюторы и психологи могут поделиться своими идеями о том, например, как в условиях высокой нагрузки сократить время на проверку контрольных работ в пользу работы над ошибками, или о том, как вовлечь детей, которые не любят читать, в чтение классической литературы, – говорит Лариса Валерьевна. – У каждого педагога много разных профессиональных находок, и «ПиР» дает возможность передать коллегам свой опыт и привнести в свою работу что-то новое. Кроме того, через организацию и проведение таких мероприятий ТГПУ не только не теряет связи со своими выпускниками, а выходит на новый уровень взаимоотношений с ними».
Парк ИОП ИРПО и школа «Эврика-развитие» планируют расширить сотрудничество, в том числе в рамках «ПиРа», пригласив к еще более активному участию в нем будущих педагогов – студентов Томского государственного педагогического университета и преподавателей вуза.