Беспилотные технологии в образовании и воспитании обсудили в Технопарке универсальных педагогических компетенций им. Г.А. Псахье ТГПУ
Форум «Беспилотные технологии в образовании и воспитании: перспективы, преимущества, вызовы» объединил представителей 42 образовательных и общественных организаций региона, органов власти и разработчиков беспилотных систем. Они стали участниками круглого стола, тематической выставки и мастер-классов по управлению БПЛА.
По сообщению Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в 2026 году появится всероссийская олимпиада школьников по робототехнике с заданиями по БПЛА. Но все ли школы готовы к обучению в этом направлении? Какие сегодня существуют вызовы перед системой образования, в частности в Томской области, и какие есть идеи по решению имеющихся проблем? Именно об этом говорили участники форума, организаторами которого выступили Технопарк им. Г.А. Псахье ТГПУ, Координационный совет женщин при мэре г. Томска, ТРООО «Педагогическое общество России».
Как отметила директор Технопарка им. Г.А. Псахье ТГПУ Лилия Пикалова, развитие беспилотных систем (БАС) и интеграция их в образовательные программы помогает сделать обучение практико-ориентированным, стимулирует творческое мышление и готовит учащихся к будущим профессиям в области технологий и инженерии. Особенную роль беспилотные технологии играют в естественно-научном образовании, так как позволяют изучать многие физические процессы на практике, проводить на новом уровне эксперименты и исследования. Она акцентировала, что беспилотные технологии становятся частью воспитательного процесса спортивно-патриотической и военно-патриотической направленности. Образовательные модули по БАС включены в учебные планы предметов «ОБЗР» и «Труд (технология)». Появился новый технологичный вид спорта «Гонки дронов (беспилотных воздушных судов)».
Ключевым мероприятием форума стал круглый стол «Беспилотные системы – образование в эпоху технологий». Участники обсудили использование беспилотных технологий на разных уровнях образования, преемственность образовательных программ и модулей, развитие инфраструктуры и материально-технической базы, подготовку педагогических кадров, привлечение в школы участников СВО и методическое сопровождение их педагогической деятельности. Особенное внимание было уделено работе с детьми-инвалидами и вовлечению их в инженерно-техническое творчество через беспилотные системы.
В ходе диалога были выявлены проблемы интеграции беспилотных технологий в образовательный процесс. Так, по замечанию участников, в сфере общего образования отмечается нехватка подготовленных педагогов – образовательные организации имеют малое количество специалистов по беспилотным технологиям. Также существует потребность в методических разработках и оборудованных площадках. В учреждениях СПО и вузах наблюдается разрыв между учебными программами и требованиями работодателей, однако его сокращение уже активно ведется. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходима разработка адаптивных программ.
Для решения обозначенных вызовов участники спланировали создание межведомственной рабочей группы, проведение хакатона по разработке образовательного ПО и реализацию ряда инициатив Технопарка ТГПУ, включая организацию инклюзивных соревнований.
Для детской аудитории на форуме работали мастер-классы. Участниками стали дети-инвалиды (ограничения по слуху), дети из многодетных семей и семей участников СВО. Ребята от 6 до 15 лет вместе с родителями прошли три образовательные площадки: полеты в симуляторе, полеты на спортивном дроне и пилотирование наземного беспилотника.
Для всех желающих работала выставка «Беспилотные авиационные системы», которая проводилась Технопарком им. Г.А. Псахье ТГПУ совместно с партнерами – Томской региональной спортивно-патриотической общественной организацией «Сыны Отечества». Гостям были представлены спортивные дроны, беспилотные аппараты для исследовательской и мониторинговой работы, а также специальные дроны, которые применяются в специальных военных целях. Участники смогли не просто посмотреть, но и узнать о каждом виде дронов и сфере его применения, а также попробовать себя в роли пилота беспилотного аппарата.
По итогам форума будет подготовлена резолюция, в которую войдут основные выводы и рекомендации. Документ будет направлен в профильные ведомства для дальнейшей проработки.