Карельский опыт изучат
Участники форума в Пряжинской средней школе. Фото: Мария Голубева
В резолюции Всероссийского образовательного форума, который недавно прошел в Карелии, говорится опопуляризации в других регионах страны опыта базовой кафедры ПетрГУ в Пряжинской средней школе.
В резолюции содержатся конкретные инициативы и предложения, касающиеся развития сельских территорий.
Публикуем полный текст резолюции.
Резолюция
Всероссийского научно-практического форума
«Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции»
18-20 октября 2018 года, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пгт. Пряжа Пряжинского национального муниципального района.
Участники Всероссийского научно-практического форума «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции» – учёные, руководители и педагоги учреждений и организаций разных типов и уровней системы образования, культуры и социальной защиты из 17 субъектов Российской Федерации – обсудили социально-педагогические аспектысовременной социокультурной образовательной ситуации в территориях РФ по следующим направлениям:
— миссия, ресурсы и проблемы образовательных организаций территории в стабилизации и развитии социокультурной ситуации, в создании целостного культурно-образовательного пространства, в решении социально-экономических проблем территории, особенно в сельской (негородской) местности;
— социально-педагогические технологии как механизмы предупреждения и решения проблем детства, развития личности ребёнка и педагогизации социальной среды;
— возможности сотрудничества педагогической науки и педагогической практики как путь решения назревших и потенциальных проблем.
Форум констатирует, что современной системе образования принадлежит решающая роль в создании условий для продуктивного развития, социализации и самореализации подрастающих поколений, поскольку в целом именно она обеспечивает будущее нашего общества, а в условияхобъявленного Президентом РФ Десятилетия детства эта ответственность образования и социальных институтов государства и общества значительно повышается.
Участники Форума отмечают, что в российском обществе сохраняется тенденция роста социальных, социокультурных и образовательных проблем детства, особенно в территориях, относящихся к сельским (негородским). Система образования в этих условиях должна выступить организатором целенаправленной социально-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, их родителями, со всеми социальными институтами местного сообщества. Современная образовательная организация (школа, детский сад, учреждение дополнительного образования) призвана нести ответственность не только за качество обучения, воспитания и социализации обучающихся, но и за повышение уровня педагогической культуры родителей и социального окружения, принимать участие в решении социальных проблем детей. В целях создания условий для позитивной социализации детей и улучшения социокультурной ситуации территорий необходимо:
— системное научное сопровождение, анализ и обобщение лучшего опыта социально-педагогической деятельности и его широкое распространение/популяризация в профессиональном сообществе;
— повышение социально-педагогической компетентности через овладение социально-педагогическими технологиями всеми категориями педагогических кадров;
— расширение сферы использования успешных социально-педагогических практик, в частности, презентованных в рамках состоявшегося Форума.
Участники Форума считают необходимым рекомендовать поддержать следующие предложения и инициативы:
- Органам управления образования и науки российского, регионального и муниципального уровней:
— стимулировать проведение исследований, в том числе с грантовой поддержкой, по социально-педагогической проблематике развития отечественной системы образования и местных сообществ на основе создания межрегиональных, региональных, межмуниципальных, межведомственных, межучрежденческих и иных научно-практических объединений учёных и практиков, научных коллабораций;
Инициатива Форума: оформление Межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы» как научного центра РАО на базе Ярославского государственного педагогического университета.
— предусмотреть организацию системы мероприятий по обмену теоретическими и практическими наработками на общероссийском и межрегиональном уровнях с привлечением зарубежных учёных и практиков.
Инициативы Форума:
— Международная научно-практическая конференция «Состояние, проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций» на базе Ярославского государственного педагогического университета в 2019 году (вузы – инициаторы: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета, Вятский государственный университет, Новгородский государственный университет, Орловский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Российский государственный педагогический университет, Сибирский федеральный университет, Томский государственный педагогический университет, Ярославский государственный педагогический университет);
— Межрегиональный мобильный научно-практический форум в проблематике сетевого взаимодействия вуза и муниципальной системы образования (Арзамасский филиал ННГУ и Управление образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации городского округа Перевозский) в Нижегородской области в 2019 году.
- Научно-исследовательским институтам, учреждениям высшего образования, учреждениям дополнительного профессионального образования:
— активизировать работу по изучению реальных социально-педагогических проблем территорий (особо в сельской (негородской) местности), разработке и внедрению современных социально-педагогических технологий, созданию инновационных площадок, обмену лучшими социально-педагогическими практиками, изучению зарубежного опыта работы, подготовке научно-методической литературы и рекомендаций, публикации и популяризации теоретических и практических наработок;
Инициативы Форума:
— публикация материалов Форума в сборнике научных и научно-практических статей «Социально-педагогические технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018;
— расширение содержательной линии электронного журнала «Непрерывное образование: XXI век» – отражение социально-педагогической проблематики (Петрозаводский государственный университет);
— поддержка инициативы Ярославского государственного педагогического университета по открытию научного журнала «Педагогика сельской школы».
— обеспечивать внедрение современных технологий практико-ориентированного профессионального образования, нацеленного на формирование социально-педагогических компетенций; в образовательных программах вузов и СПО, переподготовки и дополнительного профессионального образования отражать региональные аспекты – особенности социально-педагогической деятельности всех категорий педагогических кадров, специфики социально-педагогической деятельности образовательных организаций различных типов и видов, функционирующих в территориях субъектов РФ;
Инициатива Форума: популяризация и апробация опыта создания Базовых кафедр – инновационных интегрированных структур вузов и образовательных организаций (ПетрГУ и Пряжинская средняя общеобразовательная школа Пряжинского национального муниципального района Республики Карели) в других регионах РФ.
- Педагогам всех категорий, работающих в территориях РФ, особо в сельской (негородской) местности:
— использовать разные формы повышения квалификации и самообразования для становления и совершенствования социально-педагогической компетентности, овладения современными социально-педагогическими технологиями;
Инициатива Форума: организация и проведение Летней педагогической школы для педагогов малочисленных малокомплектных школ в проблематике организации обучения в условиях разновозрастных групп на базе Основной общеобразовательной школы д. Усть-Река Пудожского муниципального района Республики Карелия в 2019 году.
— включаться в инновационную деятельность – в изучение успешных отечественных и зарубежных социально-педагогических практик, в исследование социально-педагогических проблем территории, в разработку и апробацию актуальных социально-педагогических технологий; анализировать, обобщать и предъявлять свой опыт широкой общественности.
Инициативы Форума: создание в ходе работы Форума около 10 научно-практических объединений и исследовательских групп – межрегиональных, межвузовских, межшкольных; включение общеобразовательных организаций в Российское движение школьников, Национальный проект «Энциклопедия сельских школ России».