Памяти любимого учителя
– Мы сегодня чествуем человека – учителя с большой буквы, который, не только сам принадлежал к плеяде великих педагогов Томской области, но и воспитал огромное количество учеников и последователей – сказал на открытии мемориальной доски легендарному педагогу-новатору Григорию Абрамовичу Псахье председатель комитета по труду и социальной политике Законодательной Думы Томской области Леонид Глок.
По инициативе ученого совета ТГПУ мемориальная доска почетному выпускнику Григорию Псахье была установлена на фасаде главного корпуса педагогического университета. По словам ректора ТГПУ Валерия Обухова, Григорий Псахье был одним из наиболее ярких, талантливых и авторитетных выпускников.
– Мне посчастливилось очень тесно сотрудничать с Григорием Абрамовичем, начиная с 1974 года, когда он взял под свою опеку нас – молодых физиков, – рассказал Леонид Глок. – Огромная заслуга Г.А. Псахье в том, что он первым в Томской области применил на практике уникальную обучающую методику В.Шаталова, организовывал семинары, обучал этой методике школьных педагогов. Он был не просто сторонником, а, можно сказать, адептом этого метода. Григорий Абрамович обладал удивительным качеством – увлекать и привлекать на свою сторону интересных людей. Я очень рад за студентов педагогического университета, которым теперь каждый день мемориальная доска будет напоминать, зачем они поступили в этот ВУЗ.
В торжественной церемонии открытия мемориальной доски приняли участие депутаты предыдущих созывов областного парламента Владимир Пономаренко и Николай Кириллов.
– Григорий Абрамович всегда говорил: я очень люблю своих учеников. – Именно любовь и уважение к личности каждого из своих учеников отличали его от многих коллег, – подчеркнул Владимир Пономаренко. – Не так много у нас людей, которые умеют так, не читая нравоучений своим ученикам, просто сказать: делай, как я. А это и есть самое главное в работе учителя!
Из биографии:
Григорий Абрамович Псахье родился 12 октября 1930 года в городе Артемьевск Донецкой области. В 1953 году окончил физико-математический факультет Томского государственного педагогического института. Затем работал учителем физики в селе Новый Васюган Томской области. С первых дней педагогической деятельности проявил себя инициативным педагогом, активно занимался радиофикацией колхозного поселка; вместе с детьми разработал, изготовил и внедрил станок по изготовлению торфяных горшочков. В 1955 году назначен завучем, а в 1957 году – директором школы. За время его работы был отстроен новый корпус учебного заведения и мастерские. В 1959 году был назначен директором школы № 1 в селе Каргасок Томской области, где при нем был открыт педагогический класс, построен второй этаж школы, интернат, мастерские, кочегарка. С 1963 года работал завучем, затем директором школы-интерната № 3 в Томске. В период его руководства была внедрена кабинетная система и методика Шаталова, осуществлялось сотрудничество с Академией педагогических наук (Москва), велись строительные работы: были построены бассейн, теплица, овощехранилище, двухэтажное здание мастерских, дачный комплекс для детей в селе Некрасово. В 1974 году назначен директором школы в селе Беляй Первомайского района Томской области, где он также наладил сотрудничество с томскими учеными, добился постройки интерната, гаража, проведения отопления. В 1977 году вернулся к руководству школой-интернатом № 3, а с 1980 года возглавил школу-новостройку № 9 в Академгородке. Через пять лет учебное заведение было признано образцовым. С 1986 года по состоянию здоровья перешел на работу учителем физики.
Григорий Псахье избирался депутатом, членом райкома и бюро КПСС, членом общественного совета Академгородка. Является Отличником народного просвещения, Заслуженным учителем школы РСФСР, награжден орденом Октябрьской революции, медалью «За трудовую доблесть», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Российским Фондом «Династия» отмечен медалью им. Я. Корчака как учитель, воспитавший плеяду учеников своей профессии. Григорий Абрамович является единственным в Томской области и одним из немногих в России, получившим пять раз звание «Соросовский учитель».