Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

XXXIV Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с участием студентов ТЭФ

17 мая в Научной библиотеке ТГПУ состоялась конференция на тему: «Кредо-учителя» в рамках Дней славянской письменности и культуры в Томске XXXIV Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, организованная кафедрой экономики и предпринимательства ТЭФ.

Кредо современного учителя сегодня претерпевает множественные трансформации. Современные вызовы социума требуют переосмысления существующей реальности. Поиск доминантных, якорных, базовых основ в сложном коммуникативном переплетении субъектов взаимодействия требует особого внимания.

Духовно-исторические чтения, которые стали уже традицией в нашем вузе, каждый раз актуализируют обращение к богатому наследию прошлого. Это позволяет рассмотреть ландшафт современного образования под особенным углом зрения, в котором нравственность и традиционные отечественные ценности являются векторными. Обращаясь к исторической памяти, в которой Солунские братья – Кирилл и Мефодий принесли в мир языковую скрепту с определенным набором духовно-нравственных индексов, позволивших объединить народы и культуры, жившие на территории России в единый конгломерат. Томск явился родоначальником этого процесса. Данный проект стартовал в Томске в 1992 году под руководством Лойко О.Т. и Благочинного томской церкви отца Леонида Хараима, ныне почившего. Идею подхватили множество стран и геосубъектов ближнего и дальнего зарубежья. Это такие страны как Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Греция, Болгария, Хорватия, Китай, Египет и т.д. Кирилло-Мефодиевские чтения во многих странах стали самостоятельным проектом, реализуемым в школах и других образовательных учреждениях.

В настоящее время Лойко Ольга Тимофеевна продолжает работу над реализацией данной задачи, по сути государственного значения. «Знакомство с культурным социокодом, исторической и социальной памятью, персонификацией идей и теорий прошлого и внедрение перечисленного в образовательный процесс позволит будущим учителям быть устойчивыми в выборе стереотипов своего поведения, что немаловажно в условиях глубокой турбулентной изменчивости ценностно-смысловых доминант геосоциума», отметила Ольга Тимофеевна. – «Популяризация языковой картины мира, в основе которой заложен многонациональный культурный фрагмент является фактором национальной безопасности».

Кирилло-Мефодиевские чтения всегда проводились с привлечением большого количества специалистов разного профиля. При этом, все были объединены идеей реализации любого знаниевого фрагмента, любой образовательной дисциплины с опорой на традиционные духовные ценности, в приоритете которых всегда есть и будут семейные ценности, патриотизм, гражданская позиция, коллективизм, справедливость, созидательный труд,  роль женщины в семье и обществе и т.д.

Особое внимание было уделено практической компоненте психолого-педагогического знания. Санфирова О.В. предложила к вниманию публики доклад «Доминанты и симулякры современного социума». Базовой основой доклада был труд Ухтомского А.А. «Учение о доминанте». «Данный труд является ключевым инструментом построения психолого-педагогического взаимодействия с личностью любого возраста.  Основа всякой саморегуляции напрямую связана с работой над сформированной доминантой по особому плану», – констатировала докладчик. – «Доминанта же –комплексный продукт ценностно-смысловых личностных предпочтений».   

Немкова Вероника Михайловна сконцентрировала свою позицию вокруг персоны томича  Кузнецова М.С. и рассказала о нем как о большом ученом, учителе, военном, о его заслугах в области исследования и преподавания истории.

IMG_3342.jpeg

Дроздова Ангелина Геннадьевна в своем докладе «Эдисон Васильевич Денисов-композитор и музыковед» уделила внимание рассмотрению персонажа не только как известного музыканта из Томска, но и как общественного деятеля. Она отметила: «Его авангардная музыка, позволяет по-новому увидеть музыкальные фрагменты и насладиться новой эстетикой, которая всегда привлекает передовую молодежь.  Данный деятель оставил большой след в творчестве: 3 оперы, 2 камерные симфонии, 15 концертов для сольных инструментов с оркестром и многое другое».

IMG_3337.jpeg

Конечно же не была оставлена без внимания Осипова Ольга Андреевна. Старенченко Елена Сергеевна рассказала о ней как об исследователе-лингвисте сибирских говоров. Осипова была инициатором изучения языков малых народов и продвижения их культуры.

IMG_3347.jpeg

Якоби Элина Владимировна выступила с темой: «Павел Парфенович Куфарев: гений математики и его вклад в науку».

Куфарев П.П. томский ученый, выдающийся педагог, мыслитель, внёс огромный вклад в такие области знания, как теория дифференциальных уравнений, геометрия и анализ. Он был талантливейший педагог, его лекции, лишенные внешних эффектов, воспитывали любовь к науке и открывали радость научного творчества. Одна из первых его учениц, В.С. Федорова, отмечала, что «именно на этих лекциях многие из нас впервые обнаруживали, что доказательство может быть красивым, что поиски такого доказательства, а иногда даже распутывание лабиринта чужой мысли, изложенной в начале, может быть источником настоящей радости... Нам казалось, что мы впервые оказались поблизости от чего-то величественного и прекрасного».

Касихина Надежда Станиславовна представила доклад на тему «Математика как сказка: Эмануила Григорьевна Гельфман». «Умение видеть конкретное в абстрактном, преподавать в уникальной занимательной форме, мотивировать и поощрять детей к творчеству - заслуга томского ученого» – обобщила Надежда Станиславовна.

Интересные сообщения были о Льве Фёдоровиче Пичурине, Томском писателе и журналисте, кандидате педагогических наук, профессоре, члене-корреспонденте Академии гуманитарных наук РФ, председателе Совета Томского общества «Мемориал» в 1988-1989 годах.

Продолжением конференции стала командная игра «Финансовые стереотипы в языковой картине мира», которую провела Санфирова О.В. на занятии по финансовой грамотности в тематическом разделе «Финансовые решения». Цель деловой игры - найти языковую доминанту финансовой жизни прошлого, отраженного в пословицах, поговорках и визуализированных на картине Брейгеля. Задача – формирование метапредметной компетенции и функциональной грамотности, а главное – поиск исторических и культурных доминант в развитии представлений о финансовом быте. Студенты с большим интересом отнеслись к выполнению динамичного творческого задания.

Сайт чтений http://chtenia.ru/

Программа чтений https://vk.com/dspik_tomsk (стр 14 программы)

 
 
 
 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER