«Беседы о финансах на простом языке» в рамках IX Всероссийской Недели финансовой грамотности для детей и молодежи
Экономика переходного периода сложное и динамичное явление современного социума. Очень сложно наметить свои траектории, увидеть свою конкурентоспособную нишу на современном рынке и свое сравнительное преимущество, понять инструментарий функционирования множества рыночных механизмов. Все это возможно только в том случае, если ты владеешь определенным набором знаний, умений и технологий по финансовой грамотности.
Каковы же задачи финансовой грамотности?
- Управлять информационными ресурсами, в основе которых лежит финансовая доминанта.
- Порождать новые инновационные знания.
Около 200 человек посетили открытые лекции, финансовые и инвестиционные игры и участвовали в просветительской кампании «Беседы о финансах на простом языке» в рамках недели финансовой грамотности в ТГПУ.
В акции «Беседы о финансах на простом языке» приняло участие 57 студентов факультетов ФДиНО, ТЭФ, ФМФ и ИФФ, в т.ч. семь практикующих педагогов. Беседы были проведены, в основном, в кругу семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.), а также среди одногруппников и соседей по общежитию.
Тематика бесед достаточно разнообразная, однако наиболее распространёнными темами стали мошенничество и семейный (личный) бюджет. Также беседы были проведены на актуальные темы, связанные с страхованием, собственным делом, инвестированием и мн. др.
«Финансовый мир сегодня гиперизменчивый, динамичный, достаточно сложный, много незнакомых событий, явлений, терминов, разобраться с которыми для рядового человека достаточно сложно. В связи с этим, необходимо посмотреть на подачу информации с принципиально иных позиций. Суть акции «Беседы о финансах на простом языке» состоит в том, что студент выступает субъектом, говорящим на одном языке с принимающей аудиторией (семья, близкие, одногруппники и др.), и который способен донести информацию, порой даже не произнося серьёзных теоретических раскадровок; это субъект который своей подачей заинтересовывает окружающих, а коммуникативное пространство вызывает движение, удивление, что и позволяет достигнуть высокого результата в области финансовой грамотности», - пояснила Оксана Анатольевна Нестерова, доцент кафедры экономики и предпринимательства.
Студентка ИФФ Люберцева Ирина рассказала о семейной беседе: «Разговор получился достаточно интересный, т.к. каждый поделился своим опытом. Мне было интересно рассказать о том, что я знала, какие проблемы у меня возникают во время планирования. Порадовала обратная связь от семьи: брат смог задать какие-то вопросы (поскольку у него определенные финансовые цели, которых он хотел бы достичь), бабушка и мама рассказали о своем опыте ведения бюджета и формирования резервного капитала: так, моя бабушка регулярно откладывает деньги на сберегательный счет, а мама поделилась своим опытом инвестирования. До этого момента у нас не было таких разговоров, поэтому многие факты были для меня новыми».
Студентка ФДИиНО Харченко Елизавета провела беседу с младшими сестрами: «Выяснила знания о мошенниках, которые у них были на данный момент. Сестры довольно много знали, но не все. Обговорили какими еще способами мошенники могут получать деньги; как понять, что это мошенник. Рассказала ситуации, связанные с мошенниками, из своего личного опыта и опыта друзей».
Инновационным является тот факт, что финансовая грамотность проходила еще и в новом педагогическом формате, заданном федеральным правительством и называется он наставничество. Наставничество было рассмотрено с различных позиций в системе Недели финансовой грамотности. «Хотелось бы не просто уделять внимание когнитивной базе, которая сегодня представлена в неограниченном количестве в интернете, но и уметь адаптировать весь имеющийся огромный ресурс по финансовой грамотности к различным формам педагогического воздействия для большей эффективности усвоения материала. Кроме того, считаю целесообразным отметить, что педагог, который не понимает современное поколение, не видит его ценности, мотивы и не предвидит траекторию его действия – этот педагог не должен выходить в большую общеобразовательную среду. Именно поэтому я постоянно акцентирую внимание своих коллег на то, чтобы они огромное внимание уделяли изучению особенностей поколения Z и их конструктивного поведения», - констатировала Копытова А.И. - «Это поколение принципиально отличается от всех предыдущих поколений позициями. Как бы не было сложно современному педагогу следует обращать особое внимание на инновационных, непредсказуемых и турбулентных обучающихся в целях общей стратегической безопасности».
В течении трех лет кафедра вела постоянную работу в системе непрерывного образования школа-вуз. Экспериментом по финансовому наставничеству руководила Нестерова О.А. Ею были привлечены школьники лицея № 51, принявшие активное участие в мероприятиях по финансовой грамотности (посещение онлайн лекций совместно со студентами, лекций ведущих спикеров Банка России, мастер-классов в офлайн среде). Один школьник, Санфиров Константин, больше всех заинтересовался инвестиционной грамотностью.
Константин на высоком уровне показал, как может быть реализована стратегия данной Недели «финансовая грамотность на простом языке» иными словами по финансовствуем о деньгах. Он смог реализовать лекционно-тематический модуль уже в большой студенческой среде, прочитав лекцию с элементами мастер-класса, многократно проверенную наставником, провел ряд занятий, на которых показывал, как можно успешно применять практические знания в деятельности на биржевых фондах и получил предложение от студентов вести свой блог и уже имеет 12 подписчиков, которых консультирует по биржевой деятельности. Школьник получил много положительных отзывов и оценок.
Вот такой инновационный подход показывает студентам, кто в перспективе будет перед ними, с каким уровнем знаний школьников им придется столкнуться. Этот аспект повышает мотивационную составляющую студентов, который говорит, а мне слабо? Если он смог, то и я смогу.
«Ежегодное проведение финансовых тематических маршрутов разного уровня позволяет максимально погрузиться в мир финансов, отследить изменения, наметить стратегию своего поведения, при чем не только в области денежных тем, но и в плане реализации своего личностного потенциала. Знание собеседника, с которым предстоит встретиться, его реальный потенциал, его возможности позволяют встроить свой потенциал и адаптироваться к реальности! Множество тем предлагалось изучить в неформальной дружеской обстановке при полном раскрепощении и душевном расположении!» - подытожила Ольга Владиславовна Санфирова, доцент кафедры экономики и предпринимательства.
Таким образом в течении Недели финансовой грамотности были успешно реализованы цели финансового просвещения населения Томской области и задачи практического применения знаний, была получена высокая эффективность от всех программных мероприятий и огромное количество положительных отзывов от участников данного марафона.