Участие ТЭФ в XII Неделе высоких технологий и технопредпринимательства
С 13 по 19 марта 2023 года в школах Российской Федерации прошла XII Неделя высоких технологий и технопредпринимательства. Неделя высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ) – масштабный сетевой проект, ежегодно объединяющий сотни школ Российской Федерации, представителей современной науки и высокотехнологичного бизнеса. Проект знакомит участников с современными российскими разработками в области высоких технологий, атомной энергетики и освоения космоса, достижениями в области высоких технологий. В рамках НВТиТ педагоги кафедры экономики и предпринимательства совместно со студентами организовали и провели Мастер-классы для школьников по генерированию бизнес-идей на двух площадках: в Бизнес-инкубаторе социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ и в МАОУ лицей №1 им А. С. Пушкина для обучающихся 10-11 классов. Мероприятия позволили заинтересовать участников в перспективах технологического предпринимательства и объединить педагогов, студентов и школьников в едином образовательном пространстве.
14 марта студенты технолого-экономического факультета (Тузяк. Е.) и историко-филологического факультета (Воробьева В-Н.) провели полуторачасовой мастер-класс «Генерация бизнес-идей» под руководством Арышевой Г.В., директора Бизнес-инкубатора социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ. https://www.tspu.edu.ru/news/27060-urok-dizajn-sprinta-ot-biznes-inkubatora-tgpu-ili-kak-sozdat-kreativnyj-proekt-za-chas.html
«Мы познакомили школьников с новым методическим подходом, который называется «Дизайн-спринт» - разработка и создание проекта в максимально короткие сроки. Глубина проработки, моделирования, рождения идеи и ее коммерциализации зависит от временного интервала погружения обучающихся в дизайн-спринт», - высказалась Галина Владиславовна.
15 марта студентки технолого-экономического факультета Карабаева М., Прудникова А., Трубачева В. и Черкашина А. провели мастер-классы по генерированию идей под руководством Копытовой А.И., зав. кафедрой экономики и предпринимательства ТЭФ ТГПУ и Смородининой Е.Э., учителя истории и обществознания МАОУ лицей № 1 им А.С. Пушкина. На мастер-классах студенты подробно рассказали о технологии 6 шляп, особенности ее применения для разработки бизнес-идей в коллективе, составили план действий всего класса.
На мастер-классах была применена технология 6 шляп. Метод «Шести шляп мышления» был разработан Эдвардом Де Боно для того, чтобы при обдумывании важных вопросов освободить решения от влияния своего «эго», и двигаться вперед, основываясь на объективных фактах, не попадая в зависимость от аргументов в споре. Данная технология – это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше работать с информацией, использовать интуицию, находить выгоды и возможности, структурировать свое мышление, лучше взаимодействовать в команде.
Обучающиеся совместно с ведущими предлагали различные бизнес-идеи, затем с помощью данной технологии исследовали выбранную по заданной технологии. В одном классе это был вендинговый бизнес, а в другом - сдача помещений в аренду.
Поначалу часть ребят специфично отнеслась к данной идеи, кто-то даже считал ее провальной и не прибыльной. Но, после подробного обсуждения, выявления сильных и слабых сторон бизнес-идей, возможностей для расширения и развития данных видов бизнеса, многие из них поменяли свое мнение и активно подключились в исследование идей. В завершении школьники сделали общий вывод, что данные виды бизнеса могут быть прибыльными и это хороший пассивный доход.
На мастер-классах обучающиеся смогли получить такие компетенции как анализ информации, стратегическое планирование бизнес идей, развитие критического и творческого мышления, умение отстаивать свою позицию и мнение, умение слушать и взаимодействовать сообща и др.
Многие из учеников поделись своим впечатлением о проделанной работе на уроке. Технология 6 шляп и бизнес идеи заинтересовали их, а кто-то даже хотел бы попробовать выйти с ними на рынок. Подводя итог и обладая всей полнотой информации, они не ожидали возможности рассмотрения идеи со всех сторон с использованием данной технологии и получения результата, и отметили, что могли свободно формулировать точку зрения без навязывания мнения со стороны.
«Как ведущие организаторы данного мастер-класса и впервые использующие данную технологию, можем сказать, что это большой опыт для формирования нас как будущих педагогов, использующих на своих урока разные методики активного и проблемного обучения. Проведение данного матер-класса позволяет нам повысить свой уровень научно-методической подготовленности организации неоднообразных уроков», - пояснили студентки ТЭФ Карабаева М.П и Прудникова А.И.
Студентка Александра Черкашина отметила: «Нам было любопытно провести данное мероприятие с детьми, получить навык удержания дисциплины. Также было очень интересно послушать их мысли, рассуждения, понять в какую сторону сейчас мыслят школьники. Можно сделать вывод, что сейчас дети мыслят очень глубоко и оценивают разные варианты событий, оценивают риски. На мой взгляд и мы, и школьники получили классный опыт от взаимодействия друг с другом.»
В заключении, подводя итог, Анастасия Игоревна резюмировала: «Развитие технологического предпринимательства требует от современного человека новых фантастических идей. Ведь то, что вчера было фантастикой, сегодня используется в повседневной жизни. Формирование предпринимательских компетенций на ранних стадиях развития обучающихся позволит создать резерв молодых предпринимателей-школьников и студентов. Будущие педагоги (студенты-выпускники ТГПУ) смогут не только научить и передать свои знания и навыки по генерации идей, формированию причинно-следственных связей, командной работе, расчета экономической эффективности проекта обучающимся в общеобразовательных учреждениях, но и сами смогут реализовать свои амбиции и внести вклад в развитие национальной экономики России».