Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Образовательный экономический десант ТЭФ в школы г. Томска

Педагоги кафедры экономики и предпринимательства (Копытова А.И., Петрова Т.А. Санфирова О.В., Нестерова О.А.) совместно разработали и провели 22 марта 2022 года авторский семинар «Вопросы экономической безопасности в быстроменяющемся мультикультурном мире».

1.13.jpg

Актуальность темы семинара определялась последними событиями на Украине, вводом странами Евросоюза и США санкций, выходом закона правительства РФ об импортозамещении.  25 февраля 2022 года Минпромторг заявил о готовности России к отказу от продукции запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал план мер против западных санкций. Поскольку главная цель вводимых западом ограничений – нанесение урона по экономики России, правительство определило своей стратегией налаживание собственных производств в различных отраслях экономики. Семинар был посвящен проработке именно этих злободневных вопросов. Как осознать реальность, как найти свое личное место в ней, как выстроить свой профессиональный маршрут – главные тематические опорные пункты семинара. 

 Семинар вызвал резонансный отклик в образовательной среде. К участию в семинаре подключились Солодухина Наталия Николаевна, и.о. заведующего кафедрой непрерывного образования МГОУ, Клеймёнова Любовь Сергеевна, педагог и аспирант МГОУ, Кузина Галина Алексеевна, учитель обществознания лицея № 51 г. Томска, школьники города Томска, студенты ТЭФ.   

В рамках работы семинара предполагалось решение как теоретических трансдисциплинарных вопросов, связанных на прямую с экономикой, так и отработка практических навыков. План работы был достаточно необычным. Первая часть семинара была связана с постановкой проблем, описанием реальности, с пространственным партнерским самоопределением субъектов рыночного взаимодействия.  На второй части семинара участники разбились на микрогруппы, где школьники и студенты разрабатывали собственные проектные версии по импортозамещению. 

Круг поднятых вопросов вращался в контексте предметного поля целого ряда дисциплин: правоведения, обществознания, социальной географии и регионалистики, инклюзивной экономики (в тематической части включения основных субъектов в рыночный процесс), психологии и т.д. Основным связующим звеном выступала педагогика. Используя инновационные наработки в области интерактивных педагогических практик, студенты и школьники отрабатывали компетентностные блоки ФГОС, связанные, в первую очередь, с аналитическим нелинейным экономическим мышлением. Огромное внимание уделялось толкованию экономической обстановки.

Татьяна Адольфовна Петрова отметила, что стратегия развития сгруппирована по 14 направлениям, которые могут включать в себя несколько отраслей. Это и явилась направляющим проектным маршрутом второй практической части.  

Она также отметила – «ситуация подталкивает Россию к ускоренному импортозамещению. Среди самых значимых 50%-ное субсидирование со стороны государства для субъектов МСП (уже выделено кредитов на 7 млрд. руб.)/ Каждой из них присвоены плановые показатели, которые должны быть достигнуты к 2035 году.  Закончила свое выступление Петрова Т.А. по сути риторическим вопросом: «санкции — это мой личностный кризис или мои новые возможности. Это «обнуление», «сброс», «позитивная перезагрузка» или депрессия, безработица, дефолт», после чего работа перешла в практическое русло.  Петрова Т.А. подготовила сообщение, систематизировав значительное количество поступающего в СМИ материала из различных источников, уделив немаловажное внимание фейкам и фальши, чем вызвала большой интерес аудитории.

Любая методическая деятельность, особенно связанная с экономическим обучением, должна быть не только четко ориентирована на реальность, учитывать процессы, протекающие в ней, но иметь четкую ориентацию на главных действующих субъектов образования, сегодня их принято называть «поколение Z». Студенты с огромным интересом общались со школьниками, готовили их к отчетной завершающей части проекта, болели за них на защите.  Экспертами интерактивной проектной части выступили Клеймёнова Л.С. Кузина Г.А., выделив 3 наиболее сюжетных проекта в области понимания проблем имопортозамещения. 

Далее была рефлексия, студенты отмечали полученные педагогические навыки, а школьники - знаниевые компоненты.

  Вот основные реплики студентов-участников семинара: «школьники нас удивили, позволили понять и осознать свои представления о школе, нам было интересно общаться в неформальной обстановке, играя подталкивать и направлять их к цели». Школьники выразили огромное желание познавать экономическую реальность в таком формате: «нам интересно обсуждать сложнейшие экономические вопросы со специалистами, общаться со старшими наставниками в нестандартной ситуации».  Методист И.А. Порхунова в перерывах познакомила гостей с работой вуза, рассказала школьникам о направлениях подготовки и научной работе кафедры, школьники задавали множество вопросов и проявляли интерес. 

Суммировала свою позицию и педагог г. Москвы Клеймёнова Любовь Сергеевна: «Выражаю огромную благодарность за организацию данного мероприятия. Данная тематика сейчас как никогда актуальная. Вдохновилась на плодотворную работу. Единственное, что могу предложить, это развивать данную тематику дальше. Выходить на Всероссийский уровень. Активно взаимодействовать с университетами и школами всей России. Являясь учителем географии одной из Московских школ, предлагаю так же активно взаимодействовать в данных направлениях и собираться в более масштабном онлайн-формате».

Солодухина Наталия Николаевна, и.о. заведующего кафедрой непрерывного образования МГОУ отметила: «такое мероприятие положительно влияет на патриотическое воспитание, мягко подталкивая новое поколение к правильному определению личностной позиции».

«Объясняя на профессиональном уровне школьникам что происходит в мире, прорабатывая это еще и на практике, где, по сути, каждый школьник мог прочувствовать на себе сложность управления глобальными экономическими процессами страны и отнестись с пониманием к определенным сложностям нашего времени – чрезвычайно важная и полезная работа», – постулировала Кузина Г.А., так же выразив желание сотрудничать и дальше в этом направлении.

Студенты и школьники ждут продолжения по данному вопросу, которое они хотят увидеть, как инсценирование батла, где педагоги встанут напротив школьников и студентов.

2.13.jpg3.13.jpg4.13.jpg

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER