Итоги Открытой межрегиональной олимпиады школьников по педагогике в ТГПУ 2024
В ТГПУ завершилась Открытая межрегиональная олимпиада школьников по педагогике, которая входит в перечень Министерства просвещения РФ и открывает будущим абитуриентам возможность получить +10 дополнительных баллов к результатам единого государственного экзамена. Тема сезона «Дела семейные» была определена организаторами в связи с объявленным в России Годом семьи.
В отборочном этапе олимпиады приняли участие более 370 обучающихся из 43 образовательных учреждений Томска, Северска, районов Томской области, а также города Кирова. В финале встретились команды из 10 муниципалитетов Томской области.
Финалистов приветствовал ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко. Он отметил, что человеческие отношения остаются ключевыми, несмотря на стремительное развитие технологий, и подчеркнул значимость педагогики как профессии, которая важна даже в смежных областях:
«В современном мире с появлением новых технологий тема педагогики становится еще более актуальной. Несмотря на то, что новые цифровые технологии, искусственный интеллект становятся посредниками во взаимодействии, человеческие отношения остаются в центре. Педагогика – это в первую очередь взаимоотношения между людьми. Те навыки, которые вы получаете и демонстрируете сегодня, обязательно пригодятся вам в любой сфере. Я надеюсь, что многие из вас заинтересовались педагогикой благодаря своим учителям – тем, кто смог вдохновить своим примером, своей профессией и жизнью. Возможно, вы хотите быть похожими на них, – сказал глава вуза. – Сегодняшняя олимпиада – не только возможность проявить себя, но и дополнительный стимул для поступления в педагогический университет. Я уверен, что вы продемонстрируете свои знания и умения. Желаю вам удачи, исполнения ваших желаний и надеюсь, что мы увидим вас здесь снова – уже в качестве студентов нашего университета».
Зав. кафедрой социальной педагогики ФПСО, один из организаторов олимпиады Галина Юрьевна Титова рассказала об актуальности мероприятия:
«Олимпиада по педагогике – это возможность не только оценить свой уровень допрофессиональных компетенций, но и выявить дефициты, чтобы ставить цели для дальнейшего развития. Кроме того, это площадка для общения и взаимодействия с представителями педагогических классов других школ и студентами ТГПУ, уже прошедшими путь от школьной скамьи к профессии педагога».
Многие школьники приехали на олимпиаду с особым вдохновением, уже твердо решив связать свое будущее с педагогикой и даже выбрав интересующее их направление. Например, ученица Клюквинской школы-интерната Диана Кулышева рассказала о том, что поступление в ТГПУ на факультет дошкольного и начального образования было ее мечтой детства. По мнению Дианы, именно педагоги начальных классов закладывают базу знаний, которая помогает достигать успехов в любой деятельности. А Маруся Пушкарёва, ученица 32-й школы Томска, мечтает стать учителем биологии: предмет всегда вызывал у нее повышенный интерес.
Заключительный этап олимпиады включил четыре испытания. Первое – педагогический диктант – было теоретическим: участники выполнили тестовые задания и написали сочинение. Ученица гимназии № 2 Софья Будз, которая в будущем планирует стать воспитателем, отметила, что испытание позволило вспомнить сложные педагогические термины и порассуждать, сформировать личное мнение о высказываниях таких ученых, как Антон Семёнович Макаренко и Василий Александрович Сухомлинский, а также творчески проявить себя в писательской деятельности.
Этап представления постановок (социальный театр) многие участники выделили как наиболее сложный и самый интересный. Ученики Каргасокской школы № 2 показали сцену, где члены семьи – мама, сын и бабушка – избегают открытого разговора, что приводит к напряженной атмосфере. Мораль их выступления заключалась в важности честного общения и поиска компромиссов. «Мир в семье там, где все готовы слушать друг друга», – уверены артисты. Команда Уртамской СОШ из Кожевниковского района подняла проблему компьютерной зависимости среди детей. Их постановка показала, как вовлеченность родителей в жизнь ребенка может стать ключом к ее решению. Участница команды Елизавета Мирзоева не только рассказала о своих планах посвятить жизнь преподаванию истории, но и раскрыла идею творческой постановки:
«Многие не осознают, что реальная жизнь намного интереснее, чем кажется. Жизнь в каком-то смысле и есть интересная игра. Родителям необходимо находить общие интересы с детьми и проводить больше времени в настоящем мире».
Тема конфликтов оказалась самой популярной в представленных номерах. Так, участники из МАОУ СОШ № 40 г. Томска показали скетч «Трудные родители», где сначала изобразили недопустимое поведение родителей по отношению к учителям, а затем то, какими эти отношения должны быть на самом деле. Артистичные ученицы МАОУ СОШ села Ново-Кусково Асиновского района отличились креативным подходом, представив пантомиму, которая наглядно раскрыла развитие конфликта: от его зарождения и обострения до разрешения.
На этапе представления проектов участники презентовали разнообразные работы. Особое внимание привлек проект Каргасокской СОШ № 2 по теме финансовой грамотности, который включил в себя не только теоретическую часть, но и эксперимент: участники примерили на себя роли студентов, живущих в общежитиях, которым нужно было приготовить вкусный обед на 1000 рублей. Они посещали разные магазины, выбирали выгодные и качественные продукты и уложились в бюджет.
Проект участников из Уртамской СОШ был посвящен педагогическим династиям и носил название «Про тех, кто нас выводит в мастера». В их селе есть три такие династии, и ребята решили поближе познакомиться с их историей. Они взяли интервью у педагогов, узнали их семейные традиции и оформили результаты в видеоролик.
Другие команды связали разработки с необходимостью активной включенности родителей в жизнь школы, воспитанием ответственного отношения к природе, здоровым образом жизни и т.д.
На ораторском конкурсе участники продемонстрировали мастерство публичных выступлений. Каждая команда выбрала одного представителя, которому предстояло за две минуты не только четко выразить свои мысли, но и завоевать внимание аудитории.
После выступлений эксперты задавали вопросы, проверяя умение школьников отвечать быстро, логично и уверенно. Этот этап оказался сложным, но дал возможность проявить себя в полной мере.
По результатам пройденных испытаний победителями и призерами Открытой межрегиональной олимпиады школьников по педагогике ТГПУ 2024 стали:
- 1 место – МБОУ Каргасокская школа № 2;
- 2 место – МАОУ ДДиЮ «Факел» г. Томска;
- 3 место – МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского района.
«Когда мы станем студентами ТГПУ, в стенах университета нас уже будут замечать: мы неоднократно участвовали в его мероприятиях, что помогло нам почувствовать себя частью большой педагогической семьи. Мы гордимся нашими старшими ребятами, которые стали победителями прошлых олимпиад, и хотим продолжить их традицию, завоевывая призовые места», – поделился участник команды-победителя Вадим Ларионов.
Как заключила директор Центра профориентации и работы с детьми и молодежью ТГПУ Алла Анатольевна Лыба, участие в олимпиаде дало возможность каждому школьнику посмотреть на других, понять свой уровень знаний, приобрести опыт и еще раз утвердиться в выборе профессии.
Финалисты олимпиады награждены дополнительными баллами к результатам ЕГЭ в зависимости от занятого места. После испытаний школьники прошли экскурсионную программу по местам будущего обучения – главному корпусу ТГПУ, Научной библиотеке им. А.М. Волкова и др.