ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ТГПУ
Чтение – вот лучшее учение…»
А.С. Пушкин
11 и 12 октября, на нашем факультете прошла III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», приуроченная к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Кафедра русской литературы ТГПУ уже третий раз организует масштабный диалог отечественных ученых, педагогов, методистов, библиотекарей для обсуждения ключевых проблем детского чтения и популяризации книжной культуры среди юношества.
На конференции представили свои доклады более 60 исследователей и практиков в области детской литературы и детского чтения из 18 городов России и Белоруссии. Кроме этого, в числе слушателей были студенты и педагоги.
География участников конференции:
Москва, Санкт-Петербург, Минск, Белгород, Елабуга, Самара, Екатеринбург, Старый Оскол, Омск, Казань, Луганск, Альметьевск, Курск, Кемерово, Ярославль, Набережные Челны, Якутск, Томск.
Конференцию открыла Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и проректор по научной работе Томского государственного педагогического университета. Пятнадцать лет назад именно Елена Александровна Полева начала развивать направление по изучению детской и подростковой литературы на базе нашего университета. На сегодняшний день исследование детской литературы является одним из приоритетных направлений развития кафедры, в 2016 на базе кафедры был открыт «Сибирский научно-образовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ.
«Конференция является логичным продолжением многолетней работы кафедры в области изучения детско-юношеской литературы. Для нас ценно, что откликнулись и приняли участие в событии крупнейшие, авторитетнейшие исследователи, представители разных научных школ и направлений» (Е. А. Полева).
На пленарном заседании конференции были представлены доклады ведущих российских и белорусских ученых в области детской и подростковой литературы.
Елена Андреевна Колосова (заместитель заведующего кафедрой теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета, заведующая отделом социологии, психологии и детского чтения Российского государственного гуманитарного университета, кандидат социологических наук, г. Москва) познакомила участников и слушателей с выводами масштабного социологического исследования ВЦИОМ о роли родителей в детском и подростковом досуговом чтении.
«Не читает детям всего 2 % опрошенных родителей. На вопрос, по какой причине часть родителей, принявших участие в опросе, не читают своим детям были даны следующие ответы: 1) нехватка времени; 2) нелюбовь к чтению детей; 3) нелюбовь к чтению самих родителей. Не читают детям, как правило, те родители, которые эту практику сами не реализуют» (Е.А. Колосова).
Особое внимание студентов-филологов, присутствующих на конференции, привлек доклад Ирины Николаевны Арзамасцевой (профессора кафедры русской литературы XX-XXI веков Московского педагогического государственного университета, доктора филологических наук, г. Москва), ведь именно ее авторский учебник по детской литературе знаком каждому студенту педагогического вуза, как базовый для изучения предмета. Доклад Ирины Николаевны был посвящен региональному аспекту произведений дипломантов Литературного конкурса имени Сергея Михалкова. Региональный (уральский, крымский, сибирский, московский и др.) текст сегодня широко представлен в детской и подростковой литературе.
«Нельзя говорить о формировании самостоятельных региональных литератур для подростков. Посредством произведений региональной сюжетно-образной направленности создается общая картина художественного мира России» (И.Н. Арзамасцева).
Тенденцию актуализации изучения региональной детской литературы фиксирует и доклад Ольги Юрьевны Орловой (доцента кафедры германской филологии Уральского Федерального университета, кандидата филологических наук), рассказавшей о региональной идентичности в современной детской и подростковой литературе на русском языке. В качестве материала для исследования Ольга Юрьевна выбрала книги лауреаты и номинанты национальной книжной премии в области детской литературы:
- Алена Керимова «Возвращение Пеликена»;
- Юлия Брыкова «Призрак в городке на Осетре».
Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Екатерина Андреевна Асонова представила итоги и результаты грантового исследования «Репрезентация творчества и самостоятельности в произведениях детской и подростковой литературы». В рамках доклада Екатерина Андреевна также экспертно рекомендовала современные художественные произведения для детей, содержащие «образ позитивного поведения и правильных семейных отношений»:
- Анна Анисимова «Гутя»;
- Екатерина Мурашова «Дом за радугой».
Инна Анатольевна Сергиенко (старший научный сотрудник центра исследований детской литературы ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), кандидат филологических наук) раскрыла процесс обретения биографии героем-ребенком в русской детской литературе 1800-х – 1810-х годов.
«В нравоучительных повестях конца XVIII в. дитя абсолютно абстрактно. Это, скорее, знак, а не характер» (И.А. Сергиенко).
Феномену интермедиальности в детской и подростковой литературе посвятила свой доклад доцент кафедры языкознания и лингводидактики, заместитель декана филологического факультета по научной работе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат филологических наук Алена Игоревна Жишкевич, обратив внимание участников и слушателей на функциональную значимость подобных включений в текст произведений для детей и подростков.
Нина Владимировна Барковская (профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Уральского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, профессор, г. Екатеринбург) рассказала о своеобразии образа Чукотки в детской литературе.
Интерес и внимание слушателей и студентов привлек доклад Ирины Исааковны Коган (доцента кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, кандидат филологических наук, г. Самара), которая предложила оригинальную попытку осмысления подростковой поэзии.
«От лица студентов хочется поблагодарить Ирину Исааковну за то, что она осветила именно подростковую поэзию» (Виктор Никитин, студент 2 курса ИФФ).
В финале пленарного заседания выступила Елена Александровна Полева (кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной работе, директор «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» Томского государственного педагогического университета), рассказав о своеобразии образа Гудвина в рукописи А.М. Волкова «Полет в Волшебную страну», которая хранится в нашем университете. Статья об этой и других рукописях в соавторстве с Т.В. Галкиной, автором монографии об А. М. Волкове, издана в журнале «Вестник ТГПУ» (https://vestnik.tspu.edu.ru/archive?year=2024&issue=4&article_id=9166&format=html).
В рамках второго дня конференции была организована работа нескольких секций:
- «Творчество А.С. Пушкина в контексте отечественной литературы ХХ-ХХI веков»,
- «Поэтика детско-юношеской литературы»,
- «Проблематика детско-юношеской литературы»,
- «Формирование читательской грамотности, методические вопросы изучения детской литературы и приобщения к чтению».
В рамках подведения итогов конференции участники обсудили вопросы литературного образования, форматы и способы приобщения юношества к чтению.
Количество и география участников, качество докладов, а также растущий интерес к томской школе изучения детской литературы свидетельствует о важности и востребованности научного пространства для обсуждения общих и локальных вопросов, связанных с детской книгой и чтением.
Левченко Марина Леонидовна