Всероссийская конференция по детской и подростковой литературе в ТГПУ
К работе конференции подключились участники из 20 городов России, а также Беларуси (Минск, Новополоцк). Около двухсот участников (докладчиков и слушателей) 14 – 15 октября 2022 года погрузились в осмысление проблематики и поэтики детско-юношеской литературы, феномена детской книги, вопросов подросткового чтения, методики преподавания литературы, работы библиотек, школ, вузов, НКО по приобщению детей к чтению.
На пленарном заседании выступили с докладами учёные из педагогических университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска.
Открыла конференцию её идейный вдохновитель, организатор, руководитель научного коллектива кафедры русской литературы, занимающегося изучением детско-юношеской литературы, – кандидат филологических наук, проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева. Её доклад был посвящён анализу прозы 1970-х и 2010-х годов о родительско-детских отношениях, в которых родитель оказывается в роли жертвы.
Екатерина Андреевна Асонова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ поделилась опытом организации событий в логике практик информального образования, обозначила ряд тенденций развития современной литературы для детей и подростков.
Учёные из РГПУ им. А.И. Герцена Анастасия Николаевна Губайдуллина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института детства и Елена Сергеевна Корвацкая, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения и педагогики искусства, сделали обзорно-аналитические доклады, посвящённые разным аспектам визуальной семантики детской книги (феномен «тихой» книги (Silent books), авторские книги художников-иллюстраторов).
Наряду с обзорно-аналитическими сообщениями, раскрывающими широкие горизонты исследовательского поля, на пленаре прозвучали доклады, содержащие глубокий и филигранный анализ отдельных произведений современной русской литературы для подростков. Нина Владимировна Барковская, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания УрГПУ говорила о современной юмористической школьной повести на примере книги Аси Петровой «Кто что скажет – всё равно», Ирина Николаевна Арзамасцева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков МПГУ, автор учебников по детской литературе, анализировала повесть Э. Веркина «Звездолёт с перебитым крылом». Пленарные доклады задали настрой и высокую планку проведения конференции.
Секции конференции («Проблематика и поэтика литературы для детей и подростков», «Детско-юношеское чтение и методика преподавания литературы») логично продолжили намеченные на пленаре собственно литературоведческий и методический векторы исследования детской литературы. Ввиду значительного количества докладчиков, заседание секций проходило 14 и 15 октября.
Секция «Проблематика и поэтика литературы для детей и подростков», состоявшаяся 14 октября, прошла динамично и в творческой атмосфере. На секции прозвучали доклады Иванкивой Марины Владимировны (Санкт-Петербург) «Литературная автобиография животного как проект эпохи Просвещения», Дудинских Ольги
Владимировны (Белгород) «Поэтика сердца в произведениях Б. Екимова, Д. Сабитовой, З. Стадник», аспиранта ТГПУ Липовки Веры Олеговны «Художественные приёмы актуализации исторической и личной памяти в рассказах Юрия Яковлева о Великой Отечественной войне», Харитоновой Екатерины Владимировны (Екатеринбург) «Мотив книги в цикле Тамары Михеевой «Семь прях»: особенности репрезентации и специфика
трансформации». Иванкиной М.В. были затронуты дискуссионные проблемы о влиянии философии картезианства на анималистическую английскую литературу эпохи Просвещения. Липовка В.О. в своих ответах осветила проблему влияния на главных героев рассказов Яковлева о ВОВ военного прошлого на мирное настоящее через актуализацию категории исторической памяти. Харитонова Е.В. в своих ответах после доклада рассмотрела проблему сложной границы между миром книг и жизнью в рассказах Т. Михеевой цикла «Семь прях».
15 октября на секции были представлены доклады ученых из Москвы (Н.В. Песчанская, С.И. Переверзева), Екатеринбурга (Л.Д. Гутрина, И.В. Петров), Иркутска (Е.Ю. Ходина), Томска (А.В. Насонова, Е.В. Лячина, М.И. Ломакина, Ю.О. Чернявская). Доклады были посвящены анализу поэтики повестей и рассказов для детей); публикациям народных; издательской деятельности; выявлению основных тенденций и направлений в современной литературе для детей; жанровому своеобразию современной детской прозы.
Первый день работы секции «Детско-юношеское чтение и методика преподавания литературы» открыл доклад Л.А. Григоряна (Москва). Автор осветил основные тенденции выбора литературы для досугового чтения ребенком младшего школьного возраста. Бурные обсуждения вызвал доклад Е.А. Сафоновой (Томск) о возможностях изучения рэп-текстов в школе на уроках литературы. Практикующий учитель Д.Н. Никитина (Северск) продемонстрировала возможности применения артпедагогики на уроках литературы. Т.А. Байдагулова поделилась результатами освоения технологии кейс-стади в рамках изучения школьниками жанра рождественского рассказа. Слушатели конференции (большинство из которых – практикующие и будущие учителя) активно включались в дискуссию, обсуждая насущные вопросы школьной программы по литературе и новых образовательных стандартов.
Второй день работы секции открыла К.С. Киктева (Москва). Доклад исследователя был посвящен анализу данных интервьюирования модераторов книжных клубов Москвы, познакомил слушателей с особенностями функционирования книжного клуба как образовательной технологии. Е.В. Гуляева (Курск) рассказала о специфике изучения текстов региональных писателей на уроках литературы. А.Н. Кантомирова-Гайворонская представила опыт интерпретации лирики о детстве Д. Самойлова, рассказав об особой роли отца в творчестве писателя. Е.Р. Лукьянченко (Томск) раскрыла тему подготовки к итоговому сочинению в школе с помощью обучения методике анализа художественного текста. А.В. Степанова (Томск) представила методическую разработку урока по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, исследовательской находкой автора стал интертекстуальной подход к тексту – через сопоставление романа и песни группы «Белая гвардия». О вопросах приобщения к художественной литературе детей дошкольного возраста рассказали О.Н. Родионова и Н.В. Юдникова (Томск). Завершил секцию доклад Д.Л. Ткачук (Томск), обобщивший проблемное поле конференции.
Можно заключить, что II Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная детско-юношеской литературе и вопросам формирования культуры чтения, не только состоялась, но и привлекла около двухсот неравнодушных исследователей из России и Беларуси, ее итоги, несомненно, послужат ступенью в решении проблем формирования культуры и популяризации детского-юношеского чтения.