Круглый стол: «Современный читатель»
Активное участие в качестве докладчиков в круглом столе приняли сотрудники «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ, а также студенты, занимающиеся научными изысканиями в рамках работы Центра по теме детского и подросткового чтения.
С докладом на тему «Традиции семейного чтения» выступила доцент кафедры русской литературы ИФФ ТГПУ, сотрудник «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ Марина Леонидовна Левченко. Докладчик отметила, что в современном мире наблюдается тенденция снижение культурного престижа чтения, причинами тому могут быть глобализация, развитие экранной культуры, доступность электронных СМИ и клиповое мышление. Однако именно семейное чтение может сыграть положительную роль в вопросе приобщения к чтению, не только закладывая традицию досуга с книгой как способа релаксации, но и положительно влияя на формирование читательского вкуса. По мнению Марины Леонидовны, эта традиция обеспечивает создание общих ценностей, влияет на приобщение детей к хорошей литературе и закладывает культуру чтения.
«Семейное чтение сочетает в себе познавательную, развивающую, мотивационную, коммуникативную и воспитательную функции. Среди всех модификаций чтения семейное наиболее функционально», – говорит М.Л. Левченко.
С докладом «Художественная литература о «дисабилити»: история и современность» выступили студентки четвертого курса историко-филологического факультета ТГПУ Рада Пипиекова и Наталья Тимошенко, рассказавшие слушателям о произведениях, главные герои которых – дети с особенностями развития. Материалом исследования студенток послужили следующие тексты: «Дом в котором» М. Петросян, «Дом отважных трусишек» Ю. Ермолаева, «Класс коррекции» Е. Мурашовой и др. Студентки под руководством М.Л. Левченко разработали проектный продукт, который представили участникам круглого стола – сотрудникам библиотек г. Томска – тематическую брошюру, где собрали и систематизировали большой объем детской и подростковой литературы о «дисабилити». Такая разработка может быть полезна работникам и волонтерам профильных организаций, учителям, а также послужит важным сигналом для семей, столкнувшихся с проблемой ОВЗ: «Мы не одиноки». Детская и подростковая литература «дисабилити» способна помочь в понимании того, насколько трудна жизнь необычных людей, раскрыть чувства и взаимоотношения с миром особенных героев, их силу духа, а также, безусловно, может способствовать нормализации социального климата, развитию толерантности, терпимости общества к проблемам людей с ОВЗ.