Профессор ИИЯМС принял участие в участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков»
Профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам ИИЯМС ТГПУ, Ольга Николаевна Игна, приняла участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» (г. Новосибирск, 7 ноября – 10 ноября 2023 года) с пленарным докладом «Современная подготовка учителя иностранного языка: алгоритмизация vs развитие инициативности». Данные тенденции, по мнению докладчика, характеризуются нарастающим прогрессированием, как в научном, так и в образовательном контексте, но не исключают друга.
С одной стороны, современную цивилизацию неслучайно называют цивилизацией алгоритмов, умения читать и писать алгоритмы – неотъемлемой частью профессиональной культуры специалистов практически всех профилей, в том числе учителей иностранных языков, а алгоритмическую культуру – ресурсом образования. Прежде данная тенденция прослеживалась главным образом в рекомендациях, требованиях следовать при планировании определенным образцам, шаблонам планов (тематическим, поурочным и др.). В последнее время ее возможности значительно расширились (технологические практики, технологические карты, алгоритмы искусственного интеллекта и т.д.). Алгоритмическая подготовленность позволяет успешнее реализовывать программное проектирование, разрабатывать модели педагогических процессов и систем, развивать интеллектуальную культуру, избежать неверных действий, оптимальнее достичь результатов обучения.
С другой стороны, нельзя не учитывать, что педагогическая профессия характеризуется творчеством, где большую роль играет личность учителя, его педагогическое кредо, развитие которых начинается еще в вузе и во многом обусловлено уровнем инициативности студентов. В связи с этим активно изучаются перспективные виды студенческих инициатив и способы приобщения к инициативной деятельности.
В докладе были обозначены условия гармонизации обеих тенденций: комплексное использование алгоритмов будущей профессиональной деятельности для овладения базовыми приемами данной деятельности, но с учетом ее специфики; с условием постепенного усложнения решаемых профессиональных задач, которые должны выводить студентов на уровень самостоятельного, индивидуального, профессионального творчества и инициативности; поддержка студенческих разработок собственных алгоритмов будущей профессиональной деятельности; обучение студентов изучению и критическому осмыслению существующих симуляторов данной деятельности, конструкторов планов, схем и шаблонов, включая сравнение с собственными разработками; определение оптимальной доли алгоритмизации в рабочих программах учебных дисциплин, практик, в тематических планах.