Учебно-методическая деятельность кафедры английского языка
Дидактические материалы
- Вводно-коррективный курс
- Практическая фонетика
-
Практическая грамматика
- Grammar Crossword (crossword puzzle)
- Verb Tense Forms (table)
- Irregular Verbs (list)
- Parts of Speech (rule)
- Types of Sentences (rule)
- Types of Questions (rule)
- Adjectives (rule)
- Numerals (rule)
- Plural of Nouns (rule)
- Possessive Case of Nouns (rule)
- Articles with Place Names (rule)
- Articles with Nouns of Material (rule)
- Articles with Days, Months, Seasons (rule)
- Articles with Day, Night, Morning, Evening (rule)
- Лисицина Н.И. Грамматика английского языка. Модальные глаголы.
Творчество наших студентов
- From a Railway Carriage (R.L.Stevenson) (translation)
- Our Group (poem)
- How We Kept Mother’s Day (St. Leacock) (crossword puzzle)
- Travelling (crossword puzzles)
- Health and Medicine (crossword puzzles)
- Oops!ies
- Holiday Making (crossword puzzles)
Сотрудничество кафедры с другими образовательными учреждениями
Кафедра английского языка активно сотрудничает с ТОИПКРО, преподаватели кафедры принимают участие в проведении Всероссийской олимпиады школьников (Региональный этап), проведении ЕГЭ по английскому языку. Преподаватели Е.Г. Агафонова, Н.И. Лисицина, Е.О. Французская прошли обучение на семинарах "Актуальные вопросы подготовки и проведения ЕГЭ по ИЯ", "Профессионально-педагогическая компетентность экспертов ЕГЭ по английскому языку" и являются сертифицированными экспертами предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку. Преподаватели проводят занятия для учеников школ города по подготовке к сдаче ЕГЭ, а также работают на курсах повышения квалификации для учителей школ города и области.
Кафедра ежегодно проводит научно-практическую конференцию "Актуальные вопросы обучения иностранному языку" в рамках Областного открытого форума для учителей иностранных языков и учащихся старших классов "Учитель и ученик в условиях модернизации процесса обучения иностранным языкам в школе".
В 2012 г. работа конференции проводилась по следующим основным направлениям:
- Инновационные аспекты обучения иностранным языкам в общеобразовательном учреждении.
- Новые подходы к оценке учебных достижений учащихся в контексте вариативного образования.
- Компетентностный подход в преподавании дисциплин гуманитарного цикла.
- Межпредметная интеграция как способ формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.
- Работа с одаренными детьми.
- Анализ результатов ЕГЭ за 2005 - 2011 годы.
- Обучение аудированию, говорению, письму при подготовке к ЕГЭ.
Для участия в конференции приглашаются учителя и учащиеся школ г. Томска и Томской области, преподаватели ВУЗов.
По итогам конференции кафедра планирует издание сборника научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, учителей школ и преподавателей ТГПУ.
1. Работа с аспирантами
|
Наименование направленности |
Научный руководитель |
|
10.02.04 Германские языки |
Л.А. Петроченко |
В настоящее время при кафедре работают над темами диссертационных исследований аспиранты: У.А. Ульянова, И.Е. Охолина (науч. руководитель – к.ф.н., профессор кафедры Л.А. Петроченко).
За период с 2003 г. по 2011 г. кандидатские диссертации защитили 9 аспирантов и соискателей кафедры:
- Лянзбург Ольга Владимировна. История слов-обозначений духа и души в английском языке. Москва, МПГУ, 2003 (науч. руководитель – д.ф.н., профессор М.Я. Блох).
- Голубовская Елена Александровна. Отражение этнического стереотипа-имиджа голландской культуры и голландцев в словарном составе английского языка. Москва, МПГУ, 2006 (науч. руководитель – к.ф.н., доцент Л.А. Петроченко).
- Резникова Наталья Александровна. Аспекты эмоционального воздействия в политическом выступлении (на материале английского языка). Москва, МПГУ, 2007 (науч. руководитель – д.ф.н., профессор М.Я. Блох).
- Коваленко Екатерина Николаевна. Когнитивные аспекты сказочной аллюзии (на материале английского языка). Москва, МПГУ, 2007 (науч. руководитель – к.ф.н., доцент Л.А. Петроченко).
- Нагорная Людмила Антоновна. Способы выражения категории "мера" в английском языке в сопоставлении с русским. Томск, ТГПУ, 2007 (науч. руководитель – к.ф.н., доцент Л.А. Петроченко).
- Андреева Татьяна Леонидовна. Выражение религиозной составляющей национального самосознания (сравнительно-сопоставительный анализ лексической семантики на материале английского языка). Томск, ТГПУ, 2007 (науч. руководитель – к.ф.н., доцент Л.А. Петроченко).
- Федеряева Наталья Олеговна. Система межчастеречных компаративных конструкций неравенства (на материале английского языка в сопоставлении с русским). Тюмень, ТюмГУ, 2009 (науч. руководитель – к.ф.н., доцент Л.А. Петроченко).
- Крицкая Надежда Вадимовна. Басни И.А. Крылова в англоязычных переводах: восприятие и интерпретация. Томск, ТГУ, 2009 (науч. руководитель – д.ф.н., проф. Э.М. Жилякова).
- Пташкин Александр Сергеевич. Средства выражения морально-этической составляющей категории девиации (на материале английского языка). Москва, МПГУ, 2011 (науч. руководитель – к.ф.н., доцент Л.А. Петроченко).
2. Научно-методическая работа
№ | Наименование темы | Исполнители |
1 | Методика преподавания иностранного языка на I-II курсах языкового факультета. | Т.П. Феофанова, Н.А. Резникова |
Для обеспечения учебного процесса преподавателями кафедры составлены и опубликованы 9 учебных пособий и 7 учебно-методических разработок.
3. Научно-практическая работа со студентами
№ | Наименование мероприятия | Исполнители |
1 | Всероссийская конференция студентов, аспирантов, молодых ученых "Наука и образование" (ТГПУ) | А.С. Пташкин, Т.П. Феофанова, Л.А. Петроченко, Н.А. Резникова |
Издательская деятельность кафедры
2006 – 2015 гг.
1. Грамматика английского языка. Сослагательное наклонение: учебное пособие / Автор-составитель Н.И. Лисицина. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - 148 с.
Данное учебное пособие написано в соответствии с Программой по грамматике английского языка для педагогических вузов и включает раздел, посвященный употреблению сослагательного наклонения в английском языке.
Пособие, предназначенное для студентов II и III курсов очного и заочного отделений факультета иностранных языков, состоит из двух частей.
Первая часть включает подробное описание правил использования сослагательного наклонения в современном английском языке.
Вторая часть содержит упражнения, которые дают практический материал для усвоения и выработки автоматизированного навыка употребления сослагательного наклонения в различных типах предложений.
Представлены упражнения тренировочного характера — заполнение пропусков, раскрытие скобок, установление соответствия, множественный выбор, альтернативный ответ, коррекция ошибок, ответы на вопросы, перевод, трансформация предложений и т.д. Предлагаются и коммуникативные упражнения, которые направлены на выработку у студентов навыков употребления сослагательного наклонения в процессе общения.
2. Грамматика английского языка. Модальные глаголы : учебное пособие / Автор-составитель Н.И. Лисицина; ГОУ ВПО "Томский государственный педагогический университет". - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - 192 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с Программой по грамматике английского языка для педагогических вузов и предназначено для студентов II и III курсов очного и заочного отделений факультета иностранных языков, изучающих английский язык в качестве основной или дополнительной специальности.
Целью данного пособия является совершенствование грамматического аспекта речевой деятельности студентов на материале модальных глаголов, а также выработка автоматизированного навыка употребления различных моделей, основанных на многообразии случаев употребления модальных глаголов в современном английском языке.
Пособие включает информацию об особенностях употребления модальных глаголов и комплекс разнообразных упражнений от тренировочных до условно-речевых, которые составлены на основе современных отечественных и зарубежных методик.
3. Лингвострановедение и страноведение. Краткий справочник по истории Англии: учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е, испр. / Автор-составитель Е.О. Мерзлякова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 76 с.
Пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит список реалий, связанных с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями, имена исторических личностей, названия и описания памятников культуры и т.д. Целью этой части является повышение общей мотивации студентов, развитие у них познавательной активности, обеспечение коммуникативной компетенции при межкультурном общении. Вторая часть состоит из тестов по истории Англии и ключей к ним, что позволит студентам проверить свои знания.
4. Глухий Я.А., Глушков С.В. Очерки по теоретической фонетике английского языка: учебное пособие. – Томск: Изд-во "Ветер", 2009. – 64 с. – (на англ. языке).
Пособие представляет собой курс лекций по теоретическому аспекту английской фонетики. Оно включает основные положения теории фонемы, различные аспекты науки о звуках речи, описание взаимоотношения фонетики и фонологии, а также возможные принципы классификации звуков речи в английском языке. Особое место в пособии занимает рассмотрение звуковых переходов в потоке речи в английском языке, его артикуляционной базы, интонационных особенностей и современных изменений, а также специфики американского варианта английского языка в области произношения.
5. Практический курс английского языка: учебное пособие для студентов I-II курсов факультета иностранных языков очного и заочного отделений / Автор-составитель М.И. Кириченко. – Томск: Изд. ТГПУ, 2009. – 140 с.
Данное учебное пособие написано в соответствии с Программой по практике устной и письменной речи по английскому языку для студентов факультетов иностранных языков. Оно отражает основные принципы современной системы обучения иностранному языку и рассчитано на развитие навыков устной и письменной речи (как монологической, так и диалогической) в результате овладения речевыми образцами, которые содержат новые лексические и грамматические явления. Одновременно с этим закрепляются уже известные речевые образцы, а также лексический и грамматический материал.
6. Лисицина Н.И. Грамматика английского языка. Неличные формы глагола : причастие: учебное пособие / Н.И. Лисицина; ГОУ ВПО "Томский государственный педагогический университет". - Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. - 128 с.
Учебное пособие написано в соответствии с Программой по грамматике английского языка для педагогических вузов и предназначено для студентов II и III курсов очного и заочного отделений факультета иностранных языков, изучающих английский язык в качестве основной либо дополнительной специальности.
Данное пособие составлено на основе классических работ по грамматике английского языка, изданных в России, а также современных работ английских и американских авторов.
Целью пособия является совершенствование грамматического аспекта речевой деятельности студентов на материале причастия. Детальное изучение причастия поможет также выработке навыков, необходимых для точного перевода специальных текстов и документов, для понимания литературы- беллетристики, научной прозы и публицистики.
Материал пособия организован по этапам, соответствующим программному изучению причасти; описывается употребление причастия, причастных фраз и оборотов в различных функциях. Пособие включает комплекс разнообразных упражнений: тренировочных, предречевых и речевых, которые составлены на основе современных отечественных и зарубежных методик. В частности предлагаются творческие упражнения, в которых ставится задача использования изученных грамматических явлений в определенных ситуациях общения. Система работы учитывает как различие между грамматическими явлениями в русском и английском языках, так и их сходство — даются предупреждения с целью предотвращения возможных типичных ошибок. Для лучшего усвоения материала в пособии имеются соответствующие таблицы и модели.
7. Мерзлякова Е.О., Феофанова Т.П. Практический курс иностранного языка: развитие навыков устной речи: учеб. пособие. – изд. 2-е, доп. – Томск: Изд. ТГПУ, 2010. – 98 с. (Гриф УМО от 10.02.2009 г.).
Пособие, предназначенное для самостоятельной работы студентов I курса, включает в себя тексты, в основе которых лежат главы романа Ч. Диккенса "Большие надежды", и многочисленные лексико-грамматические упражнения.
8. Практический курс иностранного языка. Грамматика: структура английского предложения: учебно-методическое пособие / Авторы-составители Е.О. Мерзлякова, А.С. Пташкин. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. – 88 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета иностранных языков педагогических вузов. В начале пособия представлен перечень заданий для самостоятельной работы студентов, примерный список вопросов для зачета или экзамена, а также методические указания преподавателю и студенту.
Пособие состоит из трех частей. В первой части предлагаются правила, касающиеся типов английского предложения, их классификации по цели высказывания и структуре.
Во второй части рассматриваются члены предложения, особенности их структуры и употребления.
В третьей части представлены основные положения по трансформации предложений разных типов из прямой речи в косвенную речь.
После теоретического материала в каждой из частей даны упражнения для тренировки и закрепления материала.
9. Петроченко Л.А., Лукьянёнок П.И. Английский язык. Пособие по переводу медицинских тестов. – 2-е изд., испр. и доп. – Томск, 2011. – 200 с. (Гриф УМО РАЕ от 20 июля 2010 г.).
В пособии излагаются грамматические понятия и правила, необходимые для квалифицированного перевода специальной литературы. Материал пособия позволяет быстро усвоить основные грамматические формы и конструкции, характерные для современного английского языка.
10. История английского языка. Материалы для практических занятий: учеюно-методическое пособие / Сост. Л.А. Петроченко. – Томск: Изд-во "Вайар", 2011. – 41 с.
Пособие отражает тематику семинаров по истории английского языка с приложением материалов для самостоятельной работы студентов. В него включены наиболее важные разделы курса истории английского языка, таблицы форм древнеанглийских существительных, прилагательных, местоимений и глаголов, а также фразы, предложения и тексты на уэссекском диалекте древнеанглийского языка для чтения, перевода и лексико-грамматического анализа.
11. Грамматика английского языка. Модальные глаголы: теория и практика : учебное пособие/ Автор-составитель: Резникова Н.А. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2014. – 127 с.
12. Курсовая работа по языкознанию : методические указания для студентов 2 курса факультета иностранных языков ТГПУ / Автор-составитель : Н.А. Резникова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2014. - 32 с.
Заведующая кафедрой: Петроченко Людмила Анатольевна
Адрес: 634041, просп. Комсомольский, 75, каб. 413
Телефон: (382 2) 52-17-82
e-mail: lapetrochenko@tspu.ru
Резникова Наталья Александровна – канд. филол. наук, доцент
Адрес: 634041, просп. Комсомольский, 75, каб. 413
Телефон: (382 2) 52-17-82
Пташкин Александр Сергеевич – канд. филол. наук, ст. преподаватель
Адрес: 634041, просп. Комсомольский, 75, каб. 413
Телефон: (382 2) 52-17-82
Кафедра английского языка начала свою деятельность 1 сентября 1941 г. под руководством профессора П.Ф. Ливина. В 1941-42 уч. г. на кафедре английского языка работали Н.В. Сапожникова, Д.К. Гаврон, Ф.Е. Нариманова, П.С. Штехер, В.К. Морозов. В 1944-45 уч. г., кроме вышеперечисленных, работали также А.И. Ливина, Л .С. Гаврон, А.Н. Воронова, З.П. Кузьмина. Мать и дочь Дэлла Карловна и Лолла Степановна Гаврон (выпускница ТГПИ 1946 г.) преподавали английский язык в вузе до 1950 г.
В 1953 г. на кафедре английского языка работали П.Ф. Ливин, старшие преподаватели Е.М. Лысенкова, В.М. Скрипченко, Р.К. Орехва, Б.Л. Беляев, преподаватели К.Ф. Гриценко, И.И. Сущенцева и А.И. Мощицкая.
С 1 марта 1954 г. заведующим кафедрой английского языка был назначен старший преподаватель Е.К. Ядвиршис. Под его руководством обучение студентов вели старшие преподаватели В.М. Скрипченко, Р.К. Орехва, преподаватели К.Ф. Гриценко, И.И. Сущенцева, А.И. Мощицкая.
Евгений Константинович Ядвиршис, 1921 года рождения, участник Великой Отечественной войны, с отличием окончил факультет иностранных языков ТГПИ в 1950 г. В 1954 г. он защитил кандидатскую диссертацию (научный руководитель — профессор А.П. Дульзон). Прошел стажировку на курсах повышения квалификации при I Московском государственном педагогическом институте иностранных языков. Е.К. Ядвиршис читал лекционные курсы по истории английского языка, лексикологии, стилистике, теории перевода, литературе Англии и США.
В 1957-58 уч. г. в составе кафедры английского языка работали старшие преподаватели К.Ф. Гриценко, В.М. Скрипченко, Р.К. Орехва, О.А. Осипова, преподаватели А.И. Мощицкая, И.И. Товянская, Н.К. Федоренко, Н.И. Писанко, И.М. Будянская, В.И. Журавлева, М.А. Абдрахманов, Г.В. Чунахина.
Е.К. Ядвиршис руководил кафедрой английского языка до 1959 г. (до 1970 г. он занимал на кафедре должность доцента).
Преподаватель кафедры Клавдия Федосеевна Гриценко, 1926 года рождения, в 1948 г. окончила факультет иностранных языков ТГПИ и была оставлена в вузе на преподавательской работе. Ее научные интересы распространялись на якутскую топонимию, изучением которой она занималась в многочисленных экспедициях. В 1968 г. под руководством профессора А.П. Дульзона ею была подготовлена и защищена кандидатская диссертация на тему "Названия рек и озер Якутии". К.Ф. Гриценко преподавала грамматику и лексику английского языка, введение в языкознание. В 1969 г. она стажировалась в Англии.
В 1959 г. под руководством заведующей кафедрой Р.К. Орехва работали старшие преподаватели В.М. Скрипченко, А.И. Мощицкая, М.А. Абдрахманов, преподаватели И.М. Будинская, В.И. Журавлева, С.Н. Смирнова. В 1962 г. под руководством профессора А.П. Дульзона А.И. Мощицкая защитила кандидатскую диссертацию
В1962 г. заведующим кафедрой английского языка был назначен ученик профессора А.П. Дульзона, кандидат филологических наук М.А. Абдрахманов, впоследствии возглавивший кафедру английского языка в Новокузнецком педагогическом институте.
В 60-е годы на кафедре английского языка работали кандидат педагогических наук, доцент В.М. Скрипченко, кандидат филологических наук Е.К. Ядвиршис, старшие преподаватели Н.И. Писанко, И.М. Будинская, Е.Г. Григорьева, преподаватели Л.И. Швец, P.M. Бутко, Г.И. Михенина, З.В. Полежаева, ассистенты Г.М. Щербакова, Л.М. Федянина, С.С. Масляков.
При кафедре в 1966 году был организован английский разговорный клуб, играющий незаменимую роль в развитии навыков разговорной речи студентов, в их общем развитии, в более глубоком изучении культуры Великобритании и других англоязычных стран, их обычаев и традиций. Не менее важной целью клуба является практическое обучение тому, как учитель английского языка в школе может пробудить в детях интерес к своему предмету, к новым знаниям.
Каждое заседание клуба включает разнообразные виды работ: доклады, инсценировки, игры, песни, танцы. Тематика заседаний тоже различна. Так, например, проводились заседания, посвященные творчеству английских и американских писателей, в частности, М. Твена, О Генри, Д. Голсуорси и др.; заседания на темы "В мире сказки", "В мире вальса", "Путешествия" по Шотландии, Уэльсу, Ирландии, Англии; заседания, посвященные общественно-политическим проблемам. Неоднократно клубом организовывались выездные заседания в школах Томска, в подшефной школе Первомайского района и т. д.
В 1976 г. в связи с увеличением контингента студентов кафедра была разделена на два подразделения — кафедру английского языка и кафедру английской филологии. После реорганизации сотрудники кафедры английского языка обеспечивали языковую подготовку младших курсов английского отделения, а также студентов немецкого отделения и студентов исторического факультета, изучавших английский язык по учебным планам второй специальности.
В октябре 1981 г. исполняющей обязанности заведующей кафедрой английского языка была назначена доцент О.А. Осипова. В 1983 г. заведующим кафедрой английского языка стал доцент Ю.А. Морев.
В 80-е годы на кафедре работали к.ф.н., доцент Глухий Я.А., к.ф.н., доцент Н.В. Деннинг, к.п.н. Н.А. Качалов, к.ф.н. Л.А. Петроченко, ст. преподаватели И.В. Смагина, Е.Г. Григорьева, Г.И. Михенина, Г.И. Лелюшкина, Н.И. Лисицина, Л.И. Швец, С.Н. Татарченко, Т.П. Феофанова.
В 1993 г. на кафедре был введен новый предмет — деловой английский, читаемый опытными преподавателями доцентом Я.А. Глухий, доцентом Н.И. Лисициной. В результате студенты получили возможность уже после второго-третьего курсов работать переводчиками.
В настоящее время заведующей кафедрой является Петроченко Людмила Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры, профессор РАЕ. На кафедре работают также канд. филол. наук, доцент Н.А.Резникова, канд. филол. наук, доцент А.С. Пташкин, научный работник Т.П. Феофанова.
The English Language Department was opened in 1941 under the leadership of Professor P. F. Livin. During the following years a lot of highly qualified teachers and researchers worked there: Ye. K. Yadvirshis, V.M. Skripchenko, K.F. Gritsenko, R.K. Orekhva, N.I. Pisanko, Ye.G. Grigoryeva, T.A. Gulyayeva, G.I. Mikhenina, I.V. Smagina, G.I.Lelushkina.
The Department was headed by Ye.K. Yadvirshis until 1962.
In 1962 M.A. Abdrakhmanov was appointed head of the English Language Department.
In 1966 the English Speaking Club was organized by T.A. Gulyayeva and it played a great role in the students' activity.
In 1976 the Department was divided into the English Language Department headed by Yu. A. Morev and the English Philology Department headed by N.I. Pisanko.
Since 1994 the English Language Department has been headed by L.A. Petrochenko.
Заведующая кафедрой: Петроченко Людмила Анатольевна
Адрес: 634041, просп. Комсомольский, 75, каб. 413
Телефон: (382 2) 52-17-82 внутр. тел: 1104
e-mail: lapetrochenko@tspu.ru
Профессорско-преподавательский состав